МОСКВА, 18 мая. Упорство, с которым Фархад Ахмедов отстаивал права «Нортгаза» на газовое месторождение, дало результат. По соглашению с «Газпромом» лицензия на месторождение останется у «Нортгаза», но вот контроль над компанией перейдет от Ахмедова к монополии, сообщают «Ведомости». Это редкий случай, когда оппонент «Газпрома» сумел сохранить хотя бы часть своего бизнеса, отмечают аналитики.
Как стало известно «Ведомостям», конфликт «Газпрома» и компании «Нортгаз» из-за лицензии на Северо-Уренгойское месторождение исчерпан. Два источника, близких к переговорам газовых компаний, рассказали, что в начале следующей недели руководители «Нортгаза» и «Газпрома» подпишут мировое соглашение. По нему монополия получит 51% акций «Нортгаза», а совладельцы последнего отзовут из судов все иски. Сумму этой сделки источники «Ведомостей» не назвали. Вчера совет директоров «Газпрома» одобрил выкуп 51% акций «Нортгаза».
Две компании уже несколько лет ведут тяжбу за лицензию на Северо-Уренгойское месторождение, но в середине апреля московский арбитраж обязал агентство по недропользованию восстановить лицензию на Северо-Уренгойское месторождение, выданную еще в 1993 г. газпромовской «дочке» «Уренгойгазпрому», а лицензию «Нортгаза» аннулировать. В ответ эта компания решила взыскать с Минфина и Минприроды 119,6 млрд руб. возмещения ущерба, который компания может понести от «незаконных действий госорганов», и подала иск в арбитраж.
«После того как судебные тяжбы вокруг «Нортгаза» закончатся, а «Газпром» получит там контрольный пакет, капитализация «Нортгаза» достигнет $1,5-1,8 млрд, — прогнозирует один из источников, близких к сделке. — И 49% акций «Нортгаза», оставшиеся у его совладельцев, будут намного дороже, чем 100% акций «Нортгаза» сейчас. Эта доля может стоить $800-900 млн.». Другой источник добавляет, что инвестиции и доходы от разработки Северо-Уренгойского месторождения владельцы «Нортгаза» будут делить пропорционально своей доле в компании. «Обе стороны заинтересованы в развитии «Нортгаза», увеличении объемов добычи и стоимости самой компании, — говорит источник, близкий к «Нортгазу». — Кроме того, стороны будут сотрудничать по другим аналогичным проектам».
Официальные представители «Нортгаза» и «Газпрома» воздержались от комментариев.
Завершение конфликта — это положительное событие для обеих компаний, считают аналитики. «Нортгаз» сможет спокойно продолжать бизнес в России и получит стабильный доступ к трубе и доверие контрагентов и потребителей. Ведь «Газпром» фактически блокировал его работу», — говорит аналитик «Совлинка» Лев Сныков. «Военные действия», в свою очередь, не улучшали имидж монополии, добавляет он. Владельцы «Нортгаза» практически единственные, кому удалось в споре с «Газпромом» отстоять хотя бы часть своего газового бизнеса, добавляет Валерий Нестеров из «Тройки Диалог».
После прихода в «Газпром» новой команды во главе с Алексеем Миллером монополия отобрала почти весь газовый бизнес у «Итеры», забрала под свой контроль предприятия «СИБУРа», заполучила акции «Стройтрансгаза» и вернула Южно-Русское месторождение.