Дайджест газеты "Ведомости" от 27 апреля 2005 года.
Генерал-директор.
"Альфа-Телеком" возглавил бывший замруководителя ФСО.
Оказывается, телекоммуникационный бизнес "Альфа-групп" уже четыре месяца возглавляет бывший замдиректора Федеральной службы охраны генерал-лейтенант Анатолий Проценко. "Альфе" приглянулись "опыт руководителя, административные и организаторские способности" Проценко, говорит вице-президент по внешним связям "Альфа-Телекома" Кирилл Бабаев.
Сотрудники спецслужб нередко уходят в бизнес. Например, управляющий директор инвестгруппы "Ренессанс" Юрий Кобаладзе до этого возглавлял Службу внешней разведки. В органах трудились владелец Национальной резервной корпорации, депутат Александр Лебедев, гендиректор российского представительства Lafarge Владимир Ростунов. Но вот случаев, чтобы выходец из спецслужб сразу стал первым лицом компании, хед-хантеры не припомнят. Бывшие сотрудники спецслужб чаще отвечают за связи с правительственными учреждениями или руководят службами персонала, говорит управляющий директор Morgan Hunt Ольга Селиванова-Шофф.
Именно для налаживания отношений с государством обычно компании приглашают выходцев из спецслужб, отмечают эксперты. Отношения компаний "Альфы" с чиновниками в последнее время не всегда были безоблачными. В начале 2004 г. один из ее главных телекоммуникационных активов - "ВымпелКом" чуть не лишился права работать в Москве, а потом несколько месяцев не мог получить в Мининформсвязи новые лицензии и номера, затем ему предъявили налоговые претензии. Под ударом оказалась и сама "Альфа". Недавно московское ГУВД возбудило уголовное дело в отношении инвестбанкира Леонида Рожецкина и его бывших компаньонов по фирме LV Finance, которые летом 2003 г. продали 25,1% акций "МегаФона" компаниям, которые затем перепродали этот пакет "Альфа-Эко".
Совесть ни при чем .
КС защитил бизнес.
Как стало известно "Ведомостям", Конституционный суд решил положить конец модному в последние годы разделению налогоплательщиков на "добросовестных" и "недобросовестных". Таков смысл определения КС N 36-О, вынесенного 18 января. Его текст имеется в распоряжении "Ведомостей".
Ссылки на недобросовестность помогли налоговикам разорить "ЮКОС" и взыскать в бюджет миллиарды рублей с тысяч других компаний. Хотя установленный НК трехлетний срок давности по налоговым нарушениям уже истек, судья Андрей Гречишкин постановил, что "нормы налогового законодательства, предоставляющие права либо гарантии добросовестным налогоплательщикам, не могут быть распространены на недобросовестных".
"Когда в 2001 г. Конституционный суд выносил решение, он и представить не мог, во что это выльется", - рассказывает юрист, близкий к КС. Решение КС - хорошая новость для всех налогоплательщиков, уверены налоговые адвокаты. "Теперь, если налоговая инспекция в суде станет ссылаться на недобросовестность моего клиента, у меня будет железный аргумент против них", - радуется налоговый адвокат Михаил Орлов.
Управляющий партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев не уверен, что ВАС прислушается к решению коллег в деле "ЮКОСа", зато рассчитывает, что вердикт КС поможет "ЮКОСу" добиться правды в Европейском суде в Страсбурге.
А один из судей Московского арбитражного суда советует налогоплательщикам не радоваться раньше времени. По его словам, для вертикали арбитражных судов гораздо важнее будет позиция Высшего арбитражного суда по этому вопросу.
Окно в Европу
Прорубит Toyota под Петербургом.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Россия станет одним из плацдармов для завоевания японской Toyota европейского рынка. Вчера компания объявила, что на будущем российском заводе будут собираться автомобили бизнес-класса Camry. Компания не исключает, что примет решение об экспорте российских Camry в другие страны. Аналитики же уверены, что Toyota изначально решила строить завод в расчете не только на местный рынок. "Camry стоимостью $29 000-39 000 не лучший выбор для России", - полагает аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев. Для завоевания российского рынка лучше было выбрать более дешевую Corolla.
Решение о сборке Camry позволит Toyota, заявившей о намерении войти в шестерку крупнейших производителей в Европе, полностью локализовать производство своих легковых машин на континенте: автомобили "младших" классов уже собираются в различных европейских странах.
Российский Camry будет дешевле японского не более чем на $5000, полагает Елена Сахнова из ОФГ, но даже при такой цене он сможет составить серьезную конкуренцию заведомо более дорогим европейским машинам - Audi A6 и Mercedes E-класса.
Украина взялась за наших.
У "СУАЛа" отбирают Запорожский завод.
Несмотря на уверения Виктора Ющенко, российский бизнес начинает терять активы на Украине. Киевский суд решил вернуть государству 68% акций Запорожского алюминиевого комбината, которые с недавних пор принадлежат "СУАЛу".
Конкурс по продаже 68%-ного госпакета акций Запорожского алюминиевого комбината состоялся в конце 2000 г. и сопровождался большими скандалами. Сначала его победителем была признана внешнеторговая компания "КрАЗ" (Кременчугский автомобильный завод), предложившая за госпакет акций более $100 млн. Но в январе 2001 г. Высший арбитражный суд Украины отобрал победу у КрАЗа, после чего комбинат достался российской компании "АвтоВАЗ-Инвест", предложившей за госпакет $69,5 млн. А в прошлом году на ЗАлКе появился новый инвестор - "СУАЛ". "СУАЛ-Холдинга" признал, что купил 95% акций "АвтоВАЗ-Инвеста и через эту сделку получила 68,01% акций ЗалКа.
Реприватизацию ЗАлКа председатель Фонда госимущества (ФГИ) Украины Валентина Семенюк объясняет невыполнением инвестиционных обязательств покупателем госпакета. В самом "СУАЛе" и "АвтоВАЗ-Инвесте" новость о судебном решении стала сюрпризом. "Мы не получали ни одной повестки в суд", - возмущается гендиректор "АвтоВАЗ-Инвеста" Александр Михеев.
директор департамента по связям с общественностью "СУАЛ-Холдинга" Алексей Прохоров предполагает, что за действиями чиновников стоит проигравший в конкурсе КрАЗ, уже пытавшийся оспорить его итоги в судах. А Михеев подозревает, что атаку могли спровоцировать слухи, будто в 68%-ном пакете есть доля и у опального магната Виктора Пинчука - зятя экс-президента Украины Леонида Кучмы. "Но это не так", - утверждает Михеев, добавляя, что его компания будет оспаривать решение суда.
"ЛУКОЙЛ" оправдал надежды.
По итогам прошлого года компания хочет выплатить 23,8 млрд руб. дивидендов.
Как стало известно "Ведомостям", по итогам 2004 г. "ЛУКОЙЛ" намерен выплатить более 23,8 млрд руб. дивидендов (28 руб. на акцию) - такую сумму намерен сегодня утвердить совет директоров компании, чтобы рекомендовать собранию акционеров. Это на 16,7% больше, чем год назад (24 руб.). Аналитики говорят, что "ЛУКОЙЛ" не обманул их ожиданий: на дивиденды планируется направить 21,5% чистой прибыли.
Больше всех получат топ-менеджеры "ЛУКОЙЛа" - как следует из состава акционеров компании, им достанется $177 млн. Еще минимум $97 млн придется на долю ConocoPhillips.
Аналитик "Тройки Диалог" Олег Максимов отмечает, что самая высокая дивидендная доходность была у "Сургутнефтегаза" (3,8%), да и то по привилегированным акциям: "Так что "ЛУКОЙЛ" с его 2,9% можно только поздравить".
ВБД станет агрессивным.
В управлении компанией примет участие Гавриил Юшваев.
Финансовые показатели одной из крупнейших российских продовольственных корпораций - "Вимм-Билль-Данна" (ВБД) все больше беспокоят его владельцев. В оперативном управлении компанией впервые решил принять участие крупнейший акционер - Гавриил Юшваев. Он намерен не только войти в совет директоров продовольственного холдинга, но и поставить под контроль основные бизнес-процессы. "Компания становится на агрессивный путь развития", - отмечает источник.
О главном акционере ВБД известно немного. Он родился в Махачкале, но уже в юности перебрался в Москву. В преддверии размещения своих акций в Нью-Йорке ВБД познакомил инвесторов с информацией о том, что в 80-х гг. Юшваев девять лет провел в заключении. Вместе с Давидом Якобашвили Юшваев занимался разными бизнесами, в том числе игорным, торговлей автомобилями, наружной рекламой. Затем вместе с Якобашвили, Сергеем Пластининым и Михаилом Дубининым он создал ВБД.
Рентабельность молочно-соковой компании падает уже второй год. Отношение показателя EBITDA к выручке в 2004 г. составило 8,1% против 8,5% в 2003 г., а ADR компании на NYSE сейчас котируются не выше, чем в момент размещения в 2002 г. "На фоне бурного роста потребительского сектора в стране ВБД демонстрирует ужасные результаты", - сокрушается директор Prosperity Capital Management (миноритарный акционер ВБД) Александр Бранис.
Недра - в резерв.
Государство соберет в спецфонд лучшие месторождения России.
Главные российские месторождения полезных ископаемых могут быть "зарезервированы" в спецфонде. Их можно будет разрабатывать только по специальному решению правительства. Такую возможность предоставляет чиновникам новая редакция закона о недрах. Кроме того, Документ разрешает ограничивать или запрещать участие в торгах всем компаниям, "составляющим с иностранными гражданами или компаниями "группу лиц".
Минприроды рассчитывает таким образом оградить стратегические запасы от иностранцев. Чиновники собирались включить в фонд почти всю Восточную Сибирь", утверждает близкий к "Роснефти" источник.
Правительства других стран часто резервируют некоторые участки недр "на перспективу", замечает директор фонда "СРП-Экспертиза" Михаил Субботин. Например, в США "стратегическим резервом" считаются нефтяные месторождения Аляски, рассказывает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. Ограничения для иностранцев за границей тоже не редкость: в Норвегии к освоению шельфов допускаются только межгосударственные консорциумы, а в Кувейте или Саудовской Аравии зарубежные компании могут рассчитывать только на сервисные контракты, но не на участие в добыче, говорит он.
Впрочем, на встрече Владимира Путина с гендиректором British Petroleum Джоном Брауном президент говорил, что иностранцев ущемят в правах при разработке только "шести-семи" нефтегазовых месторождений.
Через год Россия станет импортером денег.
Считает Алексей Кудрин.
У чиновников Минфина и Минэкономразвития абсолютно разные оценки оттока капитала из России. Министр финансов Алексей Кудрин считает, что уже в 2006 г. страна перестанет быть донором зарубежных рынков.
В 2000 г. отток капитала составлял $24 млрд. В 2003 г. Россия была, как никогда, близка к тому, чтобы отказаться от статуса донора капитала - его чистый отток составил $1,9 млрд. Однако в прошлом году из-за дела "ЮКОСа" и налогового прессинга из страны вывезли $9,4 млрд.
Кудрин уверен, что уже в этом году чистый отток капитала сократится до $4,8 млрд, а в следующем году можно ждать импорта средств в размере $1,5 млрд. В два последующих года чистый приток капитала увеличится до $6,9 млрд и $11,6 млрд. Положительное сальдо движения капитала станет, по мнению Кудрина, следствием макроэкономической стабильности и восстановления доверия бизнеса к власти.
Минэкономразвития прогнозирует, что перелом произойдет не раньше 2007 г. , который ознаменуется чистым притоком в $3 млрд. Год спустя эта цифра возрастет до $10,3 млрд.
А независимые эксперты вообще не видят оснований ждать чистого притока капитала в ближайшие три года. Нет "никаких оснований" считать, что до 2009 г. Россию ждет чистый приток капитала, пессимистичен эксперт Центра развития Сергей Пухов. Эксперт ЦМАКП Олег Солнцев говорит, что в этом году чистый отток капитала вырастет до $10 млрд. В дальнейшем экспорт денег стабилизируется на уровне 2004 г., правда, импорт капитала в ближайшие три года будет расти. П
"Большего оптимиста в части притока капитала, чем Минфин, среди ведомств нет", - признает чиновник Белого дома. По его словам, предварительные оценки ЦБ по чистому притоку капитала в 2005-2008 гг. более консервативны, чем у Минфина, но более оптимистичны, чем у Минэкономразвития.
Налоговой недоимки три года ждут.
Похоже, история налогового преследования "ЮКОСа" напугала не только бизнесменов, но и Минфин. Чиновники собираются разрешить компаниям, которые задолжали налоговикам слишком много, расплачиваться целых три года. Такие поправки уже подготовлены - они вошли во внесенный Минфином законопроект о либерализации правила налоговых проверок. Документ добавляет к основаниям для рассрочек новую норму: рассрочке может подлежать долг, сумма которого вместе с пенями превышает общие налоговые выплаты компании за год до проверки. Рассчитывать на нее смогут и "фигуранты" уголовных расследований. А заключать "мировые" соглашения поправки разрешают не только налоговикам, как сейчас, но и правительству. Если бы поправка уже действовала, с налоговиками мог бы расплатиться "ЮКОС", замечает источник в Минэкономразвития.
Правда, когда эти поправки дойдут до Госдумы, неизвестно.
По словам нескольких участников рабочей группы по налогам при совете по конкурентоспособности, сегодня предприниматели могут попросить Минфин убрать из законопроекта все, что не касается налоговых проверок. "В тексте поправок столько крайне сомнительных положений, что депутаты завязнут в их обсуждении и компании получат нужный им закон в лучшем случае в 2006 г.", - говорит один из участников рабочей группы.
Рогозин в поход собрался.
Лидер "Родины" описал "Экономику войны".
Лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин решил выступить в качестве экономиста. Сверстанный макет 56-страничной брошюры с грозным названием "Экономика войны" имеется в распоряжении "Ведомостей".
В предисловии Рогозин самокритично признает, что "до сих пор взгляды "Родины" на экономику подробно не обсуждались [...] даже толком не дискутировались". Однако поскольку партия "всерьез готовится к штурму высот власти в [...] до сих пор пребывающей в кризисе стране", то ей нужна экономическая программа, дающая ответ на два вопроса: "Что делать и в какой последовательности?"
"Экономику войны" Рогозин называет только "тезисами". Их публикацией он намерен запустить дискуссию среди своих сторонников в преддверии июньского съезда "Родины"
Рогозин полагает, что реформы постсоветских правительств от Егора Гайдара до Михаила Фрадкова были частью "экономической войны", которую ведут "правительство США и его ближайшие союзники против России". Гайдара он называет "мальчишом-плохишом", для Алексея Кудрина, Германа Грефа и Михаила Касьянова Рогозин придумал собирательный образ "банда КуГреКа".
"Что делать", читателю объясняется на 20 последних страницах. Для начала следует избавиться от праздности и безработицы. Рогозин "прописывает" России протекционизм, национализацию ТЭК и закрытие отечественным предпринимателям доступа к офшорам. Он также сторонник введения разового компенсационного налога "на приватизацию 1990-х гг.", который должен быть равен реальной стоимости предприятия (ее установит независимая компания оценщиков) за вычетом суммы
Политконсультанты говорят, что из экономических "тезисов" Рогозина могут получиться неплохие лозунги.
Михайловым займется ФСБ.
Бывший минфиновский чиновник остается под следствием.
Дело замдиректора департамента международных финансовых отношений Минфина Дениса Михайлова передано из Генпрокуратуры в ФСБ. Михайлов был арестован 1 декабря прошлого года. Следствие считает, что он передал двум московским бизнесменам - Александру Киржневу и Теймуразу Карчаве (они тоже арестованы) секретную информацию об условиях погашения долга Вьетнама перед Россией.
По словам адвокатов Михайлова, передача дела связана с тем, что "Генпрокуратура так и не смогла добыть доказательства виновности Михайлова" ни по одному из обвинений. В ФСБ следствие сконцентрируется на доказательстве разглашения им гостайны.
Бывший чиновник Минфина говорит, что "Михайлова задержали, возможно, для того, чтобы найти компромат на Касьянова, верным членом команды которого он был. Но непосредственно в работе с долгами найти какой-то криминал не получилось, вот дело и передали в ФСБ, чтобы попытаться осудить его хотя бы за разглашение гостайны". Защитник Михайлова Ваган Егоян объясняет, что Михайлов - ценный специалист, был успешным переговорщиком с Парижским клубом кредиторов, добивавшимся во время переговоров с ним дисконта в 10-12% от суммы долга.
ОТ РЕДАКЦИИ: Новый Порт-Артур
Россия останется без военно-морской базы в Севастополе в 2017 г. Времени остается достаточно для того, чтобы создать новую инфраструктуру для Черноморского флота на российской территории. Но на размышления и выдавание желаемого за действительное времени нет.
На прошлой неделе министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк сделал одно очень точное наблюдение: "Насколько мне известно, российская сторона заинтересована не только в полном использовании срока временного пребывания, т. е. до 2017 г., но и в его продлении".
Но реальность заключается в том, что Севастополь находится на территории Украины, а не СССР. До тех пор пока наши военные будут исходить из тезиса, что другой подходящей базы просто нет, безопасность нашего юга будет зависеть от страны, вступающей в НАТО.
"Мы никогда не уйдем из Севастополя, - прокомментировал нынешнее обострение проблемы бывший начальник Главного штаба ВМФ Виктор Кравченко в интервью интернет-изданию "Страна.ру.". - В Крыму создана такая инфраструктура, которую ни за какие деньги уже не возвести". Тем не менее возводить инфраструктуру придется и чем скорее начать это делать, тем лучше. В таком проекте значительно больше патриотизма, чем в строительстве важнейшей дамбы к украинскому острову Тузла.
Возможно, Новороссийск, куда, собственно, и придется "переплыть" нашему флоту, стратегически не так хорош. Но у нас есть исторический опыт переноса баз: перед русско-японской войной Тихоокеанскому флоту было очень не плохо в Порт-Артуре, однако Владивосток оказался в итоге тоже подходящим местом.
Размещение главной базы российского Черноморского флота на российской территории - это вполне конкретная и решаемая задача. Ее выполнение позволит не ставить безопасность России в зависимость от непредсказуемого соседа, продолжая временно использовать базу в Севастополе.
"АвтоВАЗ" просит помощи
У своих поставщиков.
САМАРА - "АвтоВАЗ" пытается всеми способами снизить издержки, чтобы избежать дальнейшего повышения цен на свои автомобили. Недавно предприятие попросило всех своих поставщиков снизить или хотя бы не повышать в ближайшем будущем цены на комплектующие. В письмах, по словам гендиректора самарского Завода им. Тарасова (поставщик стартеров и генераторов) Вячеслава Кириенко, необходимость сдерживания цен на автокомпоненты "АвтоВАЗ" объясняет "небольшим затовариванием" и подписанием постановления правительства о снижении пошлин на автокомпоненты. Эксперты объясняют просьбу "АвтоВАЗа" угрозой кризиса перепроизводства. "В I квартале 2005 г. стало очевидно, что цены на автомобили Lada догнали цены на некоторые модели корейских автомобилей," - говорит управляющий директор компании AG Capital Александр Агибалов. -
Недавно аналогичную просьбу смежникам направлял "ИжАвто". Она возымела эффект - некоторые смежники на время заморозили цены, и "ИжАвто" удалось в I квартале 2005 г. не повышать цены на свои автомобили.
Но смежники "АвтоВАЗа"пока не готовы откликнуться на это предложение. Правда, аналитик ОФГ Елена Сахнова тоже считает, что угроза импортировать комплектующие вполне может подействовать на контрагентов "АвтоВАЗа". К тому же Сахнова добавляет, что бизнес по производству комплектующих более рентабелен, чем сборка автомобилей. Поэтому ресурс для снижения цен у поставщиков "АвтоВАЗа" есть.
"Аэрофлоту" дали девять лет.
К концу 2013 г. у него отберут роялти за полеты над Россией.
"Аэрофлот" сможет получать роялти за транссибирские перелеты иностранных компаний не более девяти лет.
В 1970 г. Советский Союз разрешил иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью с возможностью дозаправки в Москве. Взамен бывший монополист "Аэрофлот" потребовал различных компенсаций - в частности, отчислений за перелет над Сибирью. Европейские и азиатские компании согласились платить, поскольку единственной альтернативой сибирскому воздушному тракту был маршрут через Аляску и Северный полюс, занимавший на восемь часов больше.
Недавно президент России Владимир Путин и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу договорились отменить эту плату к концу 2013 г.
За 1997 г. общие выплаты "Аэрофлоту" составили, по оценкам Ассоциации европейских авиакомпаний, $225 млн. В 2003 г. выручка "Аэрофлота" от сборов с иностранцев составила почти $240 млн, говорит заместитель гендиректора компании Лев Кошляков.
Сейчас "Аэрофлот" перспектива лишиться примерно $200 млн в год не страшит - компания к этому времени рассчитывает достаточно зарабатывать и без подпитки со стороны зарубежных конкурентов.
При этом не исключено, что отмена роялти будет компенсирована повышением аэронавигационного сбора. Для российских самолетов ставка составляет около $30 за 100 км, с иностранных - $50-60.
Adidas проиграл.
Спор с российским производителем креплений.
Федеральная антимонопольная служба удовлетворила заявление российского производителя спортивного снаряжения - группы компаний "Кант", обвиняющей Adidas в ограничении конкуренции на рынке лыжных креплений.
Оборот "Канта" не раскрывается, однако, по собственным данным, группа занимает около 16% российского рынка горных лыж.
Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО "ПИК 2" (входит в группу "Кант"). В типовой договор со своими российскими дилерами, покупающими крепления для беговых лыж Salomon, Adidas включал пункт, запрещающий продажу аналогичных креплений других производителей. Эти требования напрямую задевали интересы "Канта". Он наладил производство креплений всех существующих систем, включая SNS, аналогичные Salomon, но более дешевые. Например, розничная цена на крепления Salomon Profil Auto - 1110 руб., а цена на крепления Кантовского Marpetti Auto Men - 840 руб.
В российских спортивных сетях "Ведомостям" не смогли подтвердить, что Adidas уже убрал спорный пункт из дилерского договора. "Сезон закончен, а перезаключение договоров на новый сезон 2005/06 г. произойдет только в августе", - сообщил менеджер компании "Альпиндустрия". Менеджер небольшой сети спорттоваров говорит: "Может, эти крепления и выглядят одинаково, однако брак по креплениям Salomon 0,1%, а по Marpetti - 15%". "Пару лет назад при производстве первых партий у нас действительно были проблемы с качеством, однако сейчас таких проблем у компании нет", - уверяет Максим Виноградов, заместитель генерального директора "Канта"..
Говорите бесплатно.
Думцы хотят обязать сотовых операторов не брать деньги за принятые звонки.
Российских сотовых операторов могут заставить сделать все входящие звонки бесплатными. Такой законопроект внес в Думу депутат из "Единой России" Максим Коробов.
В Мининформсвязи благосклонно отнеслись к инициативе депутата. "Это нормальная практика, принятая в развитых странах, и министерство давно считает, что ее нужно реализовать в России, - говорит руководитель пресс-службы министерства Александр Паршуков. - За входящий звонок абонент не отвечает и платить не должен".
Председатель правления КонфОП Дмитрий Янин опасается, что компании перераспределят свои затраты на оплату входящих звонков и все это выльется в повышение тарифов, а потребитель не получит выгод.
А сотовые операторы боятся возможных убытков.
В 2003 г. подобный закон был принят на Украине. После чего абонентам фиксированной связи пришлось платить за свои звонки на мобильные. "В итоге ситуация оказалась очень выгодной - связь подешевела и увеличившийся приток абонентов компенсировал те затраты, которые понесли вначале операторы", - рассказывает менеджер по связям со СМИ.
А аналитик МДМ-банка Сергей Резник напоминает, что операторы фиксированной связи сейчас ничего не получают за звонки своих абонентов на сотовые и тоже выиграют от новых правил.