Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

НЕСОВМЕСТИМО С ЖИЗНЬЮ

Демонтаж "ЮКОСа" ознаменовал начало перехода к новой модели экономического развития страны


В 2003 году "Юкос" претендовал на звание самой эффективной и респектабельной российской нефтяной компании. На его полный разгром ушло полтора года
(Фото: DENIS SINYAKOV/AFP)
"Уважаемые коллеги, мы отмечаем очередную торжественную дату, по итогам прошлого года мы в очередной раз стали лучшей компанией России, компания стабильно работает и в этом году". Так руководство "ЮКОСа" поздравило своих работников, и не когда-нибудь, а 15 апреля 2005 года, в день 12-летия корпорации. То есть в тот момент, когда процесс демонтажа, а если не пользоваться эвфемизмами - полного разгрома нефтяной компании достиг кульминации. Оставалось всего несколько дней до того, как стало известно об аресте основных активов "ЮКОСа", и две недели до приговора ее экс-главе Михаилу Ходорковскому и его партнеру Платону Лебедеву. И председатель правления Стивен Тиди, и председатель совета директоров Виктор Геращенко прекрасно знают, что корабль стремительно идет ко дну, их желание делать хорошую мину при плохой игре вызывает понимание. Но последняя неделя показала, что время, когда в истории компании будет поставлена точка, близится неумолимо, большинство экспертов предрекают официальное банкротство уже к лету. Пришло время разобраться с последствиями дела "ЮКОСа": что представляет собой бывший гигант сегодня и приобрело ли что-нибудь государство в результате такой расчистки рынка?

Пока не остановят...


Сегодня можно с большой долей уверенности утверждать, что львиная часть активов "Юкоса" достанется государственной "Роснефти"
(Фото: Mikhail Metzel/AP)
До момента катастрофы капитализация нефтяной компании "ЮКОС" в 2003 году составляла около 40 миллиардов долларов, это был пример хорошо сбалансированного предприятия с налаженной добычей, переработкой, продажей и логистикой. Выстраиванием этой структуры, где затраты были сведены к минимуму, команда Михаила Ходорковского занималась более семи лет. Компания являлась одним из основных доноров бюджета, так, в 2002 году "ЮКОС" обеспечил 3,6 процента поступлений. Самому Ходорковскому даже его яростным оппонентам трудно отказать в недюжинном таланте управления бизнесом. Ему удалось оставить с носом, например, такого известного международного корпоративного "стервятника", как Кеннет Дарт, который сконцентрировал в своих руках миноритарные пакеты акций дочерних предприятий "ЮКОСа" и при переходе на единую акцию требовал больших отступных.

В 2004 году "ЮКОС" включал в себя семь нефте- и газодобывающих структур, пять нефте- и два газоперерабатывающих завода, широкую сеть автозаправок, ряд нефтехимических производств и исследовательских институтов. Его возможности позволяли добывать нефть с наименьшими по сравнению с другими российскими компаниями издержками. Добыча одного барреля обходилась "ЮКОСу" меньше двух долларов, при том что у других российских компаний стоимость доходит до трех, а у некоторых - до пяти-шести. Правда, специалисты объясняли столь низкую себестоимость добычи тем, что "ЮКОС" снимал с нефтяных месторождений только сливки, оставляя "трудную" нефть под землей, однако в компании уверяли, что все дело в новейших технических разработках и грамотном менеджменте.

"ЮКОСу" удалось взять под контроль большинство регионов Восточной Сибири, в результате даже в прошлом году компания экспортировала более 50 миллионов тонн нефти. Основной зарубежный рынок - это, конечно, Европа, но не только. Пользуясь территориальной близостью своих нефтеперерабатывающих заводов к Китаю, "ЮКОС" наладил железнодорожный маршрут экспорта нефти в Поднебесную. Активность компании рождала прямо-таки колумбовские амбиции. "ЮКОС" первым из российских конкурентов попробовал транспортировать нефть в США танкерами. Было очевидно, что компания не приемлет остановок в развитии. Доказательством этого стали планы по поглощению "Сибнефти" - в мае 2003 года акционеры обеих компаний одобрили сделку по слиянию, в результате которой 26 процентов "ЮКОСа" плюс три миллиарда долларов должны были обменять на 92 процента акций "Сибнефти".

В итоге "ЮКОС" стал представлять реальную силу как субъект, влияющий на хозяйственную жизнь страны, перед необходимостью считаться с его интересами были поставлены не только конкуренты, но и государство. Практически монопольное положение компании на востоке (а в случае объединения с "Сибнефтью" она обеспечивала бы топливом почти половину регионов страны и стала бы ведущим экспортером нефти) позволяло ей выдвигать свои условия правительству, собирающемуся начать масштабное освоение Восточной Сибири. Так, в интересы "ЮКОСа" входила прокладка магистрального нефтепровода от Ангарска до китайского Дацина, которую компания и лоббировала. Эта труба была необходима для развития месторождений Юрубченско-Тахомской зоны в Эвенкии и Талаканского месторождения в Якутии, принадлежавших его дочерним предприятиям. Разведка и разработка этих месторождений невысока, поскольку нет достаточных мощностей для экспорта. Между тем у государства есть свои планы по освоению Восточной Сибири. Они предполагают комплексный подход, который позволит удешевить этот проект, по масштабам сравнимый с освоением всем Советским Союзом в 70-х годах Западной Сибири. В эти планы лучше вписывалось предложение государственной "Транснефти", которая боролась (и в итоге победила) за Находку как конечный пункт нефтепровода, поскольку в данном случае появляется возможность не замыкаться на одного покупателя, а предлагать нефть как Китаю, так и Южной Корее и Японии.

Гибель империи

Арест в октябре 2003 года лидера компании Михаила Ходорковского породил первые предположения, что переспектив у "ЮКОСа" как у компании, самостоятельно распоряжающейся своим будущим, нет. Выставленные налоговиками претензии за 2000-2003 годы в размере 27,5 миллиарда долларов сомнений в намерении ликвидировать "ЮКОС" как корпорацию не оставили.

Процесс разрушения начался с развода с "Сибнефтью", который случился в октябре 2003 года через неделю после официального заключения "брака", хотя считать его доведенным до конца нельзя. Дело в том, что "ЮКОСу" для совершения сделки пришлось провести дополнительную эмиссию своих акций, на которую обменяли 57,5 процента акций "Сибнефти". В результате расторжения сделки в марте 2004 года допэмиссия была аннулирована, таким образом в распоряжении акционеров "ЮКОСа" осталась часть акций "Сибнефти", за которую акционеры этой компании должны были вернуть три миллиарда долларов. Однако "ЮКОС" никаких денег не получил и потому продолжает формально владеть долей бывшего партнера. Проку от этого, конечно, нет никакого, менеджеров "ЮКОСа" не допускают к управлению "Сибнефтью", налоговики не пожелали взять акции в счет уплаты долга, а три миллиарда долларов, перечисленные "Сибнефти", потеряны для "ЮКОСа" безвозвратно. Подробности попытки объединения и "развода" дали основания одному из совладельцев "ЮКОСа" Леониду Невзлину обвинить главу "Сибнефти" Романа Абрамовича в том, что именно он является одним из виновников развала компании.

Одновременно начался целенаправленный демонтаж тех "юкосовских" структур, которые обеспечивали основное, "восточное" направление в бизнесе. Так, в конце 2003 года была отобрана временная лицензия у подконтрольного "ЮКОСу" "Саханефтегаза", который вел добычу на крупном Талаканском месторождении. Лицензию передали "Сургутнефтегазу". Впоследствии конкуренту был продан и имущественный комплекс Талакана.

А через несколько месяцев после этого "ЮКОС" понес потерю, несовместимую с жизнью. В декабре 2004 года с аукциона за долги продали основной добывающий актив - "Юганскнефтегаз", обеспечивавший 60 процентов добычи. После этого начала рушиться вся стройная схема бизнеса. Так, недавно губернатор Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев заявил, что и принадлежащая "ЮКОСу" "Восточно-Сибирская нефтегазовая компания" (ВСНК) выставлена на продажу. "Юкосовский" пакет акций ВСНК, работающей в Юрубченско-Тахомской зоне, находится под арестом, но очевидно, что рано или поздно это добывающее подразделение будет продано за долги перед местным бюджетом.

Что же представляет собой компания на сегодняшний день? "У "ЮКОСа" остались две добывающие "дочки" ("Самаранефтегаз" и "Томскнефть". - "Итоги"), нефтезаводы и региональная сеть торговли нефтепродуктами, - говорит аналитик компании "Тройка-Диалог" Валерий Нестеров. - Они (менеджеры "ЮКОСа". - "Итоги") хотели, но не смогли продать "Арктикгаз" и "Уренгойл Инк", так как активы эти арестованы и им не разрешили. Однако они такие мелкие, что говорить о них не стоит". Тем не менее, по подсчетам специалистов инвестиционной компании "АТОН", "ЮКОС" и без "Юганскнефтегаза" имеет доказанные запасы в 4,4 миллиарда баррелей нефти, стоимость компании оценивается примерно в 14,3-17 миллиардов долларов. Об этом же говорил и Стивен Тиди, по его словам, "ЮКОС" остается крупной интегрированной компанией, добывающей 600 тысяч баррелей нефти в день, или приблизительно 34 миллиона тонн в год. У нее остаются, кроме двух нефтедобывающих активов, нефте-, газоперерабатывающие заводы и сеть автозаправок. Но реализовать этот потенциал нынешним владельцам не удастся: против гендиректора "Томскнефти" возбуждено уголовное дело, его обвинили в получении незаконного дохода от продажи сырья, против "Самаранефтегаза" уголовное дело заведено по факту уклонения от уплаты налогов.

А на прошлой неделе Московский арбитражный суд вообще наложил арест на некоторые крупные активы "ЮКОСа". Иск инициировала бывшая "дочка" - "Юганскнефтегаз". Представители "Роснефти", купившей эту компанию, утверждают, что из нее было выведено имущество. Если иск будет удовлетворен, то у "Роснефти" появится шанс исправить перекос в своем бизнесе. Сейчас у компании добыча существенно превышает возможности нефтепереработки, и ликвидировать этот перекос можно, только забрав "юкосовские" НПЗ. Учитывая их зависимость от поставок нефти и долги компании, сделать это будет нетрудно.

В любом случае участь "ЮКОСа" решена: компании не устоять - даже если ей позволят реструктурировать долги, остатки гиганта разорвут на части участники рынка.

Забирай и властвуй

Демонтаж "ЮКОСа", помимо многократно называвшихся политических и конкурентных причин, объясняется также тем, что компании "повезло" попасть под тенденцию, наметившуюся еще до ее разрушения. В 2000 году в России существовал десяток нефтяных компаний, по мировым меркам довольно мелких, которые были просто обречены на консолидацию. Продажа государством "Славнефти", слияние ТНК с BP, попытка объединения "ЮКОСа" с "Сибнефтью" - все это шаги, диктуемые неумолимыми обстоятельствами. Специалисты говорят, что в России должно быть всего три-четыре крупные компании мирового уровня, в противном случае российская нефтянка не сможет конкурировать с международными гигантами. Причем при дележе этого пирога государство объективно обречено было быть последним. Еще в период приватизации небольшой государственной "Роснефти" достались самые непривлекательные активы. Она серьезно отставала от других по капитализации, поскольку из-за своего государственного статуса не могла широко использовать схемы оптимизации налогов. Не могла она рассчитывать и на победы в аукционах, где у крупных нефтяников было все "схвачено". В редких случаях "Роснефти" удавалось обойти частных конкурентов, один из них - приобретение "Северной нефти". Упреки в адрес главы "Роснефти" Сергея Богданчикова по поводу методов борьбы за "Северную нефть" Михаил Ходорковский напрямую высказал Владимиру Путину, и это, как считают многие, дало толчок дальнейшему развитию событий.

В результате родился проект создания путем объединения "Газпрома" с "Роснефтью" крупной государственной корпорации, которая сможет конкурировать с ведущими мировыми топливными компаниями на международных рынках и эффективно контролировать внутренний. А лучший актив "ЮКОСа" "Юганскнефтегаз" должен был стать основной козырной картой новой структуры. Правда, в результате вмешательства хьюстонского суда пришлось поменять тактику, "Юганск" пока остается в "Роснефти", и теперь уже говорят о том, что бывшая "юкосовская" "дочка" может стать независимой. Аналитики объясняют такую разноголосицу внутренней борьбой во властной элите, однако при любом раскладе нефтегазовый гигант будет создан. Таким образом, правительство получит возможность начать освоение Восточной Сибири с помощью консорциума, куда войдут государственные "Газпром" вместе с "Роснефтью" и лояльный властям "Сургутнефтегаз". Очевидно, уже в самое ближайшее время начнется строительство магистрального нефтепровода Ангарск - Находка. При этом обозначилась тенденция к ограничению сотрудничества частных компаний с иностранцами при разработке стратегического сырья. Считается, что одной из причин этого стали переговоры "ЮКОСа" с транснациональными корпорациями (в частности, с Shell) о продаже крупного пакета акций. В результате государство могло потерять контроль над крупнейшими месторождениями нефти. По плану Министерства природных ресурсов для участия в аукционах на новые месторождения иностранные компании должны будут регистрироваться в России, и их доля в совместном капитале не должна превышать 50 процентов.

Куда идем?


(Фото: Николай Никитин/ИТАР-ТАСС)
Помимо системных изменений в отрасли дело "ЮКОСа" повлекло перемены и в экономике в целом, изменило деловой климат. Бизнес-сообщество замерло в ожидании. Государство устами помощника президента Игоря Шувалова пыталось дать понять, что история с "ЮКОСом" - это не более чем показательная порка для того, чтобы заставить бизнес платить налоги не только в соответствии с буквой закона, но и с его духом. Однако сохраняющаяся неравноудаленность олигархов не делает отношения бизнеса и власти более предсказуемыми. Например, Роману Абрамовичу в отличие от Михаила Ходорковского удалось отбиться от большей части налоговых претензий в миллиард долларов, заплатив всего 300 миллионов. Не добавил оптимизма и сам ход процесса над Ходорковским, популярное словосочетание "басманное правосудие" стало синонимом избирательности отечественной Фемиды.

В результате абсолютное большинство экспертов связывают с делом "ЮКОСа" возобновившийся в прошлом году отток капитала из страны, который, по разным источникам, составил 9-12 миллиардов долларов и превысил показатель 2003 года в 4-5 раз. Сократились также внутренние инвестиции в развитие бизнеса, из-за катастрофического падения акций "ЮКОСа" в прошлом году российский фондовый рынок так и не смог подняться выше показателей позапрошлого года.

К условно позитивным последствиям можно отнести тот факт, что государственный бюджет пополнился на десятки миллиардов долларов, и не только за счет продажи "Юганскнефтегаза" и высоких цен на нефть - нефтяники стали больше платить налогов, сокращая трансфертные сделки. Доля поступлений того же "ЮКОСа" в консолидированном бюджете страны после предъявления ему претензий за 2003 год возросла до 4,1 процента. Кроме того, встряска заставила предпринимателей поставить вопрос ребром о методах налогового администрирования. Президент пообещал, что законодательство будет поправлено так, чтобы ограничить произвол налоговиков. Правда, Федеральная налоговая служба восприняла сигнал своеобразно, она, напротив, предлагает увеличить срок исковой давности по налоговым делам. Но борьба стала открытой, лидеры делового сообщества на этот раз выступают с редким единодушием и отступать не намерены.

В целом после финансового кризиса 1998 года дело "ЮКОСа" стало самым сильным потрясением для отечественной экономики. Оно обошлось без разрушительных последствий только благодаря очень высоким ценам на нефть, обеспечившим стабильность бюджета. Но так же, как тогда, после ареста Ходорковского в октябре 2003 года, были основания произнести: "Мы проснулись в другой стране". Модель экономического развития России начала меняться: государство заявило о своих правах на ряд стратегических отраслей. Правда, пока нет ясности, насколько эта тенденция устойчива и каков конечный "пункт назначения" нашего экономического локомотива.


Сергей Плетнев, No. 17 (463), Журнал Итоги (online)
4/25/2005
Оригинал материала
Архив:
«апрель 2005 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25
2627282930  
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"