Спустя неделю после того, как суд обязал независимого газопроизводителя «Нортгаз» передать принадлежащую ему лицензию на разработку залежей Северо-Уренгойского месторождения «дочке» «Газпрома», руководство «Нортгаза» решило сделать конфликт публичным. Вчера на специально организованной по этому поводу пресс-конференции президент «Нортгаза» Сергей Тупицын заявил, что «Газпром» не имел основания оспаривать лицензию его компании на основании того, что его менеджеры якобы не знали о факте ее переоформления с «Уренгойгазпрома» на «Нортгаз» одиннадцать лет назад. Кроме того, по словам г-на Тупицина, решение суда является незаконным и не может быть исполнено по причинам, которые он, однако, отказался раскрыть. В «Газпроме» отвергают обвинения оппонента, говоря, что юристы компании оспаривали отнюдь не саму лицензию «Нортгаза», а распоряжение о ее переоформлении. Эксперты же предрекают «Нортгазу» поражение в борьбе с газовой монополией и не завидуют держателям его облигаций.
Компания «Нортгаз» была создана в 1993 г. американской Bechtel Energy (44%), дочерней компанией «Газпрома» – «Уренгойгазпромом» (51%) и фирмой Tansley (5%) в целях разработки неокомских залежей Северо-Уренгойского месторождения. Лицензия на их разработку была выдана компании 7 февраля 1994 г. По оценке DeGolyer & MacNaughton, суммарные запасы неокомских залежей месторождения составляют 354 млрд куб. м газа и 74,8 млн т газового конденсата и нефти. В 1999 г. «Нортгаз» провел допэмиссию акций. «Уренгойгазпром» оплатил свою долю скважинами, а компания Farco Group, которой ранее досталась доля Bechtel Energy, внесла 82 млн руб. Спустя два года по искам Farco Group и «Уренгойгазпрома» сделки по размещению акций второй эмиссии были признаны ничтожными. В настоящее время «Газпром» ведет борьбу за возвращение контроля над «Нортгазом», одновременно оспаривая его право на разработку Северо-Уренгойского месторождения.
В прошлую пятницу газовый монополист одержал крупную победу над своим противником. Арбитражный суд Москвы признал недействительным распоряжение Комитета РФ по геологии и использованию недр от 23 марта 1994 г. о разделении лицензий на Северо-Уренгойское месторождение. Напомним, что, согласно распоряжению, «Нортгаз» получил лицензию на добычу газа, конденсата и нефти из неокомских залежей Северо-Уренгойского месторождения, а «Уренгойгазпрому» была выдана лицензия на право добычи газа из сеноманской газовой залежи. До вынесения данного распоряжения обе лицензии были выданы компании «Уренгойгазпром». В связи с этим «Газпром» подал иск в суд. По мнению истца, поддержанному судьями, лицензия на разработку неокомских месторождений была переоформлена незаконно.
Потеря лицензии на разработку месторождения означает для компании выход из газодобывающего бизнеса. Вчера президент «Нортгаза» Сергей Тупицин на пресс-конференции объяснил, почему, на его взгляд, нынешнее решение суда является неправомерным. По его словам, «Газпром» смог инициировать судебное разбирательство по факту 11-летней давности на основании того, что он якобы не знал о переоформлении лицензии на «Нортгаз». В качестве опровержения он продемонстрировал ряд документов, датированных второй половиной 90-х гг., за подписью тогдашнего председателя правления «Газпрома» Рема Вяхирева, в которых, помимо прочего, содержалась информация о том, что лицензия на разработку неокомских залежей Северо-Уренгойского месторождения принадлежала «Нортгазу».
Отвечая на вопрос корреспондента RBC daily, Сергей Тупицин также выразил сомнение в законности передачи лицензии «Нортгаза» «Уренгойгазпрому». «Если лицензия изымается, она направляется в нераспределенный фонд недр, а не передается без конкурса другой компании. Другой формы изъятия и передачи лицензии не существует. Поэтому есть сомнения в обоснованности решения суда», – сказал он, добавив, что существуют и другие причины, по которым решение суда выполнено быть не может. Раскрыть их он отказался, однако, по данным RBC daily, речь может идти о регрессионных исках «Нортгаза» к Минприроды. Дело в том, что если компания лишится лицензии на месторождение, то она не сможет выполнять заключенные ранее контракты, что повлечет за собой иски от покупателей ее газа. Если «Нортгаз» докажет, что передача лицензии повлекла за собой ухудшение его финансового состояния, не исключено, что компания потребует компенсации от министерства.
В «Газпроме» называют обвинения «Нортгаза» абсурдными. «Руководство «Нортгаза» намеренно вводит в заблуждение СМИ, – заявили RBC daily в «Газпроме». – «Газпром» не оспаривал лицензию «Нортгаза», он оспаривал распоряжение Росгеолкома о переоформлении лицензии с ООО «Уренгойгазпром» на ЗАО «Нортгаз», а это разные вещи. Если бы «Нортгаз» предъявил письмо г-на Вяхирева о незаконном переоформлении лицензии и на нем стояла бы виза председателя правления «Газпрома» о переоформлении лицензии, то это было бы основанием для отказа в восстановлении срока на обжалование. Но такого письма нет и быть не может. Правление «Газпрома» никогда не рассматривало вопрос о переоформлении лицензии и не было уведомлено о ее незаконном переоформлении». По словам источника газеты в «Газпроме», нет оснований для сомнения и в законности передачи лицензии «Уренгойгазпрому». «Если ненормативный акт государственного органа признан судом незаконным, то в соответствии со статьей 201 АПК РФ суд обязан определить порядок восстановления права, что суд и сделал, предписав восстановить действие лицензии ООО «Уренгойгазпром», – говорит он, добавляя, что решение суда не является прецедентом, угрожающим пересмотром лицензий других недропользователей, получивших их в начале 90-х годов вне конкурса.
Свои доводы стороны представят на слушаниях в апелляционной инстанции, куда обещает обратиться «Нортгаз». Однако эксперты уже сейчас думают, что в споре «Нортгаза» и «Газпрома» у последнего больше шансов на победу. «"Газпром" имеет очень сильные позиции и серьезный политический вес. Пока все шансы на победу в этом споре на его стороне», – сказал RBC daily начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. Эксперты опасаются, что это может поставить под угрозу способность «Нортгаза» расплатиться по кредитам. «Не завидую держателям облигаций "Нортгаза"», – сказал Александр Разуваев. Один из участников рынка сообщил RBC daily, что, по его информации, заимствования «Нортгаз» мог брать без формального согласования с акционерами. Впрочем, в «Нортгазе» обещают все свои обязательства перед кредиторами выполнить. «Только что мы завершили встречу с инвесторами, где заверили их, что компания и акционеры найдут возможность погасить долги, хотя бы для того, чтобы сохранить реноме «Нортгаза», – сказал RBC daily Сергей Тупицин. – Мне кажется, что инвесторы с пониманием отнеслись к нашим проблемам».
Отдел компаний
Дмитрий Коптюбенко, 22.04.2005