Грядет очередная распродажа активов ЮКОСа, уверены эксперты. Во вторник Московский арбитражный суд наложил арест на основные активы ЮКОСа, среди которых оставшиеся после продажи "Юганскнефтегаза" добывающие компании: ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Томскнефть" Восточной нефтяной компании, а также все перерабатывающие предприятия. Это было сделано для обеспечения иска бывшего основного добывающего актива ЮКОСа - компании "Юганскнефтегаз", которая сейчас принадлежит "Роснефти".
Теперь бывшая "дочка" требует взыскать с ЮКОСа 11 млрд. долл. компенсации за использование трансфертных цен при закупках добытой нефти. Эксперты полагают, что в судьбе ЮКОСа в скором времени может быть поставлена точка: капитализация ЮКОСа в РТС сейчас чуть больше 1 млрд. 200 млн. долл., это значит, что после распродажи активов компания может остаться еще и должна.
Истец также просил арестовать акции Mazeukiu Nafta, но это требование не было удовлетворено. Источник в суде заявил, что в принятии решения об аресте нет ничего экстраординарного - "это нормальная практика, суд таким образом обездвиживает активы ЮКОСа до принятия окончательного вердикта, чтобы с ними ничего не произошло". Иными словами, чтобы нынешние собственники не увели активы. В нынешней ситуации подобные меры излишни, уверены аналитики: владельцы ЮКОСа и так понимают, что им никуда не деться, а счета компании, средства с которых можно было бы действительно спрятать, были арестованы еще в прошлом году.
"Налоговая задолженность "Юганскнефтегаза" возникла в результате управленческой политики ЮКОСа, и этот ущерб должен быть компенсирован", - заявлял в марте одному из российских изданий представитель "Роснефти". Госкомпания считает, что ЮКОСом была "незаконно и недобросовестно создана схема уклонения от уплаты налогов". По мнению истца, она состояла в том, что ЮКОС выводил основную часть прибыли от добычи и продажи нефти на "подставные компании", зарегистрированные во внутренних офшорах, а также использовал "трансфертные цены". Именно ЮКОС "Роснефть" считает виновным в многомиллиардных долгах бывшей "дочки" перед бюджетом. Доводы ЮКОСа о том, что "Юганск" был оценен со столь серьезным дисконтом именно благодаря налоговой задолженности и ее новый собственник сам должен расплатиться с бюджетом, в "Роснефти" не приняли во внимание.
Эксперты полагают, что на покупке "Юганскнефтегаза" "Роснефть" и не думала останавливаться, аналитики были единодушны в том, что распродажа активов ЮКОСа будет продолжена. Следующей жертвой, скорее всего, может стать вторая (после "Юганскнефтегаза") добывающая "дочка" опальной компании - "Самаранефтегаз". Значительный интерес для "Роснефти" представляет и инфраструктура "Юганскнефтегаза", которая, как оказалось после его покупки, осталась под контролем ЮКОСа. Имущество Мамонтовского и Майского месторождений оказалось у компаний, не входящих в структуру "Юганскнефтегаза". В начале марта "Роснефть" уже подала иск в московский арбитраж, требуя вернуть это имущество в "Юганскнефтегаз".
Инфраструктура еще в 1997-1998 годах была выведена в четыре "дочки" "Юганскнефтегаза" - "ЮКОС-Мамонтово", "ЮКОС-Майское", "ЮКОС-Правдинск" и "ЮКОС-Приобье". С 2003 года все это имущество находится в собственности компании "ЮКОС-Мамонтово", на 100% принадлежащей ЮКОСу. Если суд встанет на сторону "Роснефти" по искам о налоговой задолженности, то госкомпания станет крупнейшим кредитором ЮКОСа и без труда получит контроль над необходимой инфраструктурой, уверены участники рынка.