Во вторник ТНК-ВР попыталась успокоить инвесторов в связи с гигантскими суммами выставленных ей налоговых претензий и заверила, что не рассматривает ситуацию как повторение «дела «ЮКОСа». Но, похоже, никто в это не поверил. Акции нефтяных компаний во вторник продолжали падать, хотя и не так стремительно, как днем раньше. А Федеральная налоговая служба продолжает держать фондовые рынки в напряжении. Там по-прежнему скрывают результаты своей проверки и настаивают на том, что заявленная сумма задолженности ТНК-BP не столь велика. Однако уже сегодня состоится первое заседание арбитражного суда, на котором юристы ТНК-ВР попытаются «обелить» имя компании и отстоять 4 млрд. рублей, которые публично требуют налоговые органы. В любом случае скандал с компанией, которая два года назад казалась символом инвестиционной привлекательности России, продолжается.
«То, что было предъявлено компании, не является требованиями о выплате налоговой задолженности. У нас есть время предъявить свои аргументы в налоговые органы. Мы будем поддерживать с ними диалог», - заявил вчера на Российском экономическом форуме в Лондоне глава ТНК-ВР Роберт Дадли. По его словам, компания не рассматривает выставленные к ней налоговые претензии как повторение ситуации с «ЮКОСом».
«ВР сталкивается с подобными ситуациями во многих странах, где работает, - подтвердил вчера пресс-секретарь ВР в России Владимир Буянов. - Это нормально. Мы ведем с налоговиками диалог и договариваемся».
Не пугает ВР и сумма выставленных претензий - 26 млрд. рублей. «Чего-то такого кардинального мы не услышали», - добавил Буянов. Кроме того, сами британцы, даже если налоговые претензии подтвердит суд, платить не намерены. Буянов напомнил, что при слиянии компаний в 2003 году акционеры договорились, что каждый из них будет нести ответственность за деятельность принадлежавших им компаний в период до сделки. Это касается и налоговых претензий. Так что почти $900 млн. при худшем исходе придется заплатить ОАО "ТНК".
Остается загадкой, почему ФНС вдруг пошла на попятную и начала открещиваться от предъявленных претензий. Как рассказал источник «Известий», знакомый с ситуацией, налоговики просто не согласовали свои действия с руководством. И гигантские претензии увидели свет аккурат в то время, когда Владимир Путин открывал международную ярмарку в Ганновере, а российская бизнес-элита убеждала иностранцев в Лондоне в инвестиционной привлекательности российской экономики. Так или иначе, но ФНС продолжает отрицать информацию о предъявлении налоговых претензий.
Тем временем фондовые рынки замерли в ожидании развития событий. Акции нефтяных компаний вчера продолжали падать, правда, не так сильно, как днем ранее. «Неизвестно, каковы гарантии ТНК-ВР от возможных убытков, связанных с налоговыми требованиями за истекшие периоды», - отмечает в своей ноте ИК «Тройка Диалог». При этом эксперты пока не спешат пересматривать рекомендации по ТНК и рынку в целом. «На наш взгляд, налоговые претензии не носят политического характера, а направлены против схем оптимизации налогообложения», - отмечают в ИК «Тройка Диалог».
Сегодня Московский арбитражный суд начнет разбираться в деле о 4 млрд. рублей, которые уже официально налоговая требует с ТНК за 2001 год. Эксперты полагают, что решение суда будет во многом показательным: если у юристов нефтяников начнутся неудачи, это, возможно, откроет дорогу и для новых претензий.
Приход ВР в Россию благословила власть
Объединения активов ТНК, «СИДАНКО» с английской ВР стало крупнейшей в российской корпоративной истории сделкой. ВР заплатила за российские активы около $7 млрд., получив взамен 50% в объединенном холдинге. Еще 50% поделили между собой «Альфа-Групп», Access Industries и «Ренова». Сама сделка тогда состоялась в присутствии президента Владимира Путина, лично благословившего приход в Россию такого мирового нефтяного гиганта, как ВР.