НК "ЮКОС", прекратившая после продажи своей основной добывающей "дочки" - "Юганскнефтегаза", экспортировать нефть по системе "Транснефти", намерена с апреля возобновить отгрузку сырья за границу, сообщает издание "Время Новостей" со ссылкой на заместителя председателя правления опального холдинга Александра Темерко.
Представитель компании сообщил, что у концерна появились деньги, достаточные для частичной оплаты экспортных пошлин. Эксперты полагают, что, возобновив экспорт, компания надеется расплатиться с долгами перед налоговиками и избежать дальнейшей продажи своего имущества.
По словам чиновника из ЮКОСа, нефть холдинга пойдет в Европу, но пока схема поставок не определена.
Ранее компания заявила, что не собирается вывозить свою нефть за границу, поскольку не имеет средств для оплаты экспортной пошлины - ее счета и счета дочерних организаций арестованы, так что все поступающие на них средства списываются в бюджет для погашения налоговой задолженности ЮКОСа перед бюджетом.
Формально холдинг получил квоту для прокачки в первом квартале нефти по трубопроводу "Транснефти" с учетом добычи "Юганскнефтегаза". Однако на практике предоставленные ЮКОСу мощности загружались сырьем других российских нефтяников. Приток средств на счета компании помог бы ей избежать дальнейшей распродажи активов.
Пока во владении ЮКОСа остались добывающие предприятия "Самаранефтегаз" и "Томскнефть", совокупно производящие порядка 30 млн тонн сырья в год, а также перерабатывающие и розничные активы.
Недавно компания заявила, что выплатила 4,9 млрд долл. из предъявленных ей и ее "дочкам" претензий в размере 27,8 млрд долл. А после продажи за 9,35 млрд долл. "Юганскнефтегаза" (он был продан с долгами в 5 млрд долл.) ЮКОС и зависимые от него общества должны бюджету около 8,5 млрд долл. При этом судебные приставы пока не объявляли о подготовке к дальнейшей продаже имущества холдинга, так что время у ЮКОСа еще есть, заключает издание.
Напомним, что в конце января трейдер ЮКОСа, швейцарская компания Petroval, перестал выполнять контракты на поставку нефти, ссылаясь на форсмажорные обстоятельства. Под ними подразумевался аукцион по продаже "Юганскнефтегаза", в результате которого "дочка" ЮКОСа перешла в собственность государственной "Роснефти". Однако это не вызвало обвала рынка, так как долю ЮКОСа заменили другие компании, а сам холдинг вынужден был продавать нефть на внутреннем рынке.
Несмотря на кажущийся выход из кризиса, тучи над ЮКОСом вновь сгущаются. Получив "Юганскнефтегаз", "Роснефть" теперь заинтересовалась другими активами ЮКОСа. Как рассказал один из менеджеров ЮКОСа изданию "Ведомости", в начале марта "Юганскнефтегаз" обратился в Арбитражный суд Москвы с двумя исками о взыскании с ЮКОСа убытков на общую сумму 304,3 млрд руб. ($11 млрд).
В такую сумму новый собственник "Юганска" - "Роснефть" оценила ущерб, который нанес своей бывшей "дочке" ЮКОС в 1999-2003 гг., покупая у нее нефть по заниженным ценам. Госкомпания пытается отсудить у опальной компании и инфраструктуру "Юганскнефтегаза", которую ЮКОС несколько лет назад перевел на себя. "Фактически у "Юганска" есть сами скважины и лицензии", - подтвердил источник в ЮКОСе.
Инфраструктура еще в 1997-98 гг. была выведена в четыре "дочки" "Юганскнефтегаза". С 2003 г. все это имущество находится в собственности компании "ЮКОС-Мамонтово", на 100% принадлежащей ЮКОСу. Аналитики предполагают, что у "Роснефти" хорошие шансы на победу, по крайней мере по налоговым искам. Если госкомпания победит, она станет крупным кредитором ЮКОСа и сможет претендовать на его имущество. Эксперты подозревают, что цель "Роснефти" - получить все, что осталось у ЮКОСа.