В среду хьюстонский суд должен принять решение, подлежит ли "дело ЮКОСа" его юрисдикции. От этого решения будет зависеть схема слияния "Газпрома" и "Роснефти", которой сейчас принадлежит основной добывающий актив ЮКОСа - "Юганскнефтегаз". Если решение суда будет в пользу ЮКОСа, то ради репутации "Газпрома" власти могут продать до 25% в "Юганске" индийцам и китайцам.
В декабре 2004 года, накануне продажи "Юганскнефтегаза", менеджеры ЮКОСа обратились в хьюстонский суд с просьбой признать компанию банкротом и запретить распродажу ее имущества. После того как "Юганск" 19 декабря ушел с молотка, нефтяники добавили к иску новое требование: 20 млрд. долларов с правительства России в виде компенсации за проданный актив.
Первыми пострадавшими от иска ЮКОСа оказались западные банки - Deutsche Bank, Dresdner Kleinwort Wasserstein, французские BNP Paribas и Calyon, голландский ABN Amro и американский JPMorgan. Они собирались дать кредит "Газпрому" на сумму 13 млрд. долларов на покупку "Юганска", но суд рекомендовал им этого не делать. Потеряв клиента, Deutsche Bank подал апелляцию с просьбой отказать ЮКОСу в банкротстве. Суд согласился рассматривать "дело ЮКОСа" на основании того, что у холдинга есть собственность в США. Это 27 млн. долларов, которые ЮКОС перечислил на оплату американских адвокатов, ведущих это дело. Еще одним поводом стало местожительство финансового директора ЮКОСа Брюса Мизамора, который прописан в штате Техас. Германские банкиры посчитали, что подобных оснований недостаточно и "дело ЮКОСа" не подлежит юрисдикции американского суда.
Сегодня хьюстонский суд должен рассмотреть апелляцию Deutsche Bank. Эти слушания станут ключевыми в "деле ЮКОСа". Кроме того, от них будет зависеть судьба нового собственника "Юганска" - государственной "Роснефти". Российские власти собираются принять окончательное решение о схеме слияния "Газпрома" и "Роснефти" только после того, как станут известны итоги заседания хьюстонского суда. "Решение хьюстонского суда сейчас носит решающий характер для завершения сделки, так как никто не хочет испортить репутацию "Газпрома", - сообщил во вторник "Интерфакс" со ссылкой на источник, близкий к слиянию.
Чиновники рассматривают сейчас три схемы объединения "Газпрома" и "Роснефти". Для объединения активов может быть создана новая компания либо "Газпром" может стать миноритарным акционером "Роснефти". Однако основным считается вариант, когда "Юганскнефтегаз" будет выделен из "Роснефти" в отдельную компанию, а в сделке с «Газпромом» будут участвовать ее оставшиеся активы.
Уже после слияния "Газпрома" и "Роснефти" владельцами "Юганскнефтегаза" наряду с российским государством могут стать китайская корпорация CNPC и индийская ONGC. Поскольку государство решило оставить контрольный пакет в "Юганске" за собой, то индийцам и китайцам может быть продано до 25% акций бывшей "дочки" ЮКОСа.
Похоже, чиновники не рассчитывают на то, что американский суд примет решение в их пользу, и решили подстраховаться. Россия не хочет одна разбираться с ЮКОСом в судах и собирается привлечь союзников. Продажа доли в "Юганске" позволит снизить риски российского государства, которые значительно увеличатся, если хьюстонский суд вынесет решение в пользу ЮКОСа.
Зачем нужно слияние "Роснефти" и "Газпрома" Сделка по поглощению "Роснефти" является первым шагом на пути к давно ожидающейся либерализации рынка акций "Газпрома". После того как государство получит контрольный пакет в газовой монополии, должно начаться объединение российского и внешнего рынков акций компании. Сейчас на первом обращаются местные акции концерна, на втором - депозитарные акции ADS, каждая из которых выпущена на 10 обыкновенных акций "Газпрома". В России акции компании могут обращаться только на четырех площадках. В результате либерализации должны быть также сняты ограничения для иностранцев на владение акциями "Газпрома". В настоящее время квота для нерезидентов на владение акциями газовой монополии составляет 20%.
Реформа рынка акций монополии приведет к сближению цен на внутреннем и внешнем рынках: в России цены будут расти, а за рубежом немного снизятся. Снятие разницы в цене акций приведет к значительному росту капитализации компании.
P.S. Во вторник стало известно, что 24 февраля
Московский арбитражный суд рассмотрит иск частного лица Хабиба Нургамзаева, который потребовал от ЮКОСа отозвать заявление о банкротстве из Хьюстонского суда.