ОАО «КАМАЗ» и немецкая компания Zahnrad Fabrik (ZF) , изготавливающая коробки передач почти для всех европейских производителей грузовиков, подписали во Фридрихсхане (Германия) соглашение о создании совместного предприятия по выпуску коробок передач для седельных тягачей. Объем инвестиций в проект невелик – 1,5 млн евро, однако в российском грузовом автопроме это первое СП, которое займется локализацией производства импортных автокомпонентов. Как стало известно „Ъ“, подписание учредительных документов стало возможным лишь после закончившегося в минувший четверг 6-летнего судебного разбирательства ZF с компанией Monolith Business Inc за право использования конструкции коробки передач ZF за территории России.
|
|
|
|
|
|
|
|
Ъ Немецкий концерн Zahnrad Fabrik (ZF) объединяет 119 предприятий по выпуску автокомпонентов в 25 странах мира. ZF изготавливает коробки передач почти для всех европейских производителей «тяжеловозов» MAN, Iveco, DAF, Volvo, Mercedes и Renault. Исключением является Skania, устанавливающая коробки передач собственного производства. Товарооборот концерна в 2003 году составил 8,9 млрд евро. В 2004 году ZF поставило около 2 тыс. коробок передач на ОАО «КамАЗ». В том числе эти коробки, а также сцепление и рулевой механизм производства ZF использовались на спортивных грузовиках «КамАЗ», успешно принимавших участие в ралли Дакар.
| |
|
|
|
Как сообщили в пресс-службе КамАЗа, во Фридрихсхафене (Германия) гендиректор ОАО КамАЗ Сергей Когогин и член правления ZF, вице-президент по автомобильной и специальной приводной технике Вольфганг Фогель подписали документы о создании ООО ЦФ-КАМА. Уставный капитал СП составит 1,5 млн евро, на долю ZF в нем приходится 51%, КамАЗа – 49%. Как пояснили в пресс-службе автозавода, участники внесли свои вклады денежными средствами, большая часть из них будет потрачена на приобретение лицензии на выпуск продукции ZF.
Предприятие начнет работу в 2006 году на площадях КамАЗа в Набережных Челнах. Его мощность составит 5 тыс. ручных коробок передач Ecosplit для седельных тягачей, что соответствует потребностям КамАЗа (в прошлом году КамАЗ закупил у ZF 2 тыс. коробок). Кроме того, в перспективе продукцию ЦФ-КАМА планируется поставлять на Минский автозавод. По словам пресс-секретаря КамАЗа Ирины Быстровой, локализация производства КПП на первом этапе позволит снизить их стоимость на 10%. Сначала комплектующие будут поступать из Германии, а позже КамАЗ начнет выпускать их самостоятельно.
Стороны не разглашают, как будут распределяться управленческие функции в СП, однако Вольфганг Фогель считает важнейшим то, что большая доля участия в СП остается за немецкой стороной. Сергей Когогин рассчитывает, что освоение производства высокотехнологичных автокомпонентов позволит КамАЗу «занять новые позиции на европейском рынке».
«КАМАЗ» и немецкий концерн ZF подписали соглашение о стратегическом партнерстве и кооперации в 2003 году, когда автозавод приступил к серийному выпуску магистральных седельных тягачей «КамАЗ-5460» грузоподъемностью до 26 тонн. При этом руководство предприятия ставило задачу вывести «тяжеловеса» на автобаны Европы, поэтому первые машины были оснащены двигателями «Euro – 2».
В конце 2003 года одна из первых машин КАМАЗ-5460, приобретенная крупнейшим перевозчиком грузов ОАО «Мособлавтотранс», удачно совершила рейс по европейским автобанам. В руководстве «Мособлавтотранса» были единодушны в оценках нового камазовского тягача, заявившего о себе как о серьезном конкуренте грузовых иномарок. По их мнению, надежность двигателя «Евро-2» мощностью 360 л.с., легкость в управлении и отличная тормозная система обеспечивают конкурентоспособность КАМАЗу. На сегодня его пробег — 35 тысяч километров. Впоследствии автопарк пополнился еще двумя КАМАЗами-5460, которые также предполагается использовать на международных перевозках в Европе и в странах Юго-Восточной Азии.
Однако дальнейшая модернизация седельных тягачей европейскими автокомпонентами (освоено производство 7 моделей, грузоподъемностью от 19 до 26 тонн – „Ъ“) откладывалась. Организации производства немецкой коробки передач препятствовало судебное разбирательство, начатое против ZF еще 1998 году. Как стало известно „Ъ“, еще шесть лет назад компания Monolith Business Inc., зарегистрированная на Виргинских островах, добилась признания за собой эксклюзивного права на обладание патентом на изобретение коробки передач, конструкция которой схожа с производимой ZF.
Учредитель Monolith Ашот Кандаян получил патент N 1463526 от ГНТЦ «Научный автомобильный институт» (НАМИ), пообещав ученым 5% прибыли от последующего коммерческого использования патента. В 2002 году
Московский арбитражный суд предписал ZF прекратить нарушение исключительных прав патентообладателя». Таким образом, ввоз грузовых иномарок, оснащенных КПП немецкой ZF, становился пиратским, а их испортеры могли стать потенциальными ответчиками по искам Monolith Business Inc. Первым из них оказался импортер белорусских большегрузов MAN - компании «МАЗ-МАН Трак Трейдинг «за нарушение прав на пользование патентом компании была предъявлена сумма $135 000.
Представители ZF тогда утверждали, что эти решения существенно тормозят развитие их совместных с российскими компаниями проектов в России (ZF предполагало запустить проект с Ярославским моторным заводом по строительству предприятия, выпускающего коробки передач).
Вчера патентный поверенный бюро «Евромаркпат» Ирина Веселицкая, представляющая интересы ZF и «МАЗ-МАН Трак Трейдинг», сообщила «Ъ» об окончании судебного спора с Monolith Business Inc в пользу ZF. Отметим, что процесс «о коробке передач» был перенесен в патентное ведомство, где представители компании ZF и «МАЗ-МАН Трак Трейдинг» стали настаивать на аннулировании спорного патента, правообладателем которого выступал Monolith Business Inc. По словам госпожи Веселицкой, в четверг кассационная инстанция федерального аврбитражного суда Московского округа подтвердила предыдущие решения о признании недействительной регистрацию патента на КПП (в тот же день в Германии и были подписаны учредительные документы). Комментировать решение суда Ирина Веселицкая вчера не стала. Однако ранее оъясняла журналистам, что одним из из оснований для аннулирования может быть несоответствие такому признаку, как «международная новизна». «Согласно экспертному заключению Штутгартского университета, все основные элементы этого спорного изобретения известны с 1906 г., и поэтому никто и никогда в мире не получал на него патента, нет такого патента и у немецких производителей».
Таким образом, ZF получила свободу на открытие совместных производств на территории России.
ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА, ЕКАТЕРИНА САФАРОВА