Федеральный суд по банкротствам в Хьюстоне, куда ЮКОС в конце прошлого года обратился с просьбой о банкротстве, вынес решение, запрещающее ЮКОСу осуществлять сбор материалов об участии "Газпрома" в аукционе по продаже "Юганскнефтегаза". Тем самым суд поддержал адвокатов "Газпромнефти", которые требовали вначале доказать правомочность американского суда рассматривать дело о банкротстве российской нефтяной компании. Эксперты говорят, что шансов на защиту в американском суде остается у ЮКОСа все меньше.
Несколько лет назад адвокаты ЮКОСа уже выигрывали аналогичное дело в том же суде. Но в тот раз им удалось доказать, что суд США не имеет юрисдикции для рассмотрения дел компании. Много вопросов вызывает и так называемое "имущество компании на территории США" - это два счета в банке, открытые для оплаты работы адвокатов. После состоявшегося на прошлой неделе заседания представители ЮКОСа больше не имеют права выдвигать какие-либо требования или обращаться к суду с ходатайствами, напрямую не связанными с процессом доказывания "подсудности" "дела ЮКОСа американскому суду". А значит, они пока не смогут препятствовать работе "Байкалфинансгруп" и конечного приобретателя "Юганскнефтегаза" - компании "Роснефть", по крайней мере, до рассмотрения вопроса о юрисдикции суда в Хьюстоне, которое состоится 16 февраля.
Напомним, что на заседании в середине декабря суд Хьюстона по ходатайству ЮКОСа запретил проведение аукциона по продаже "Юганскнефтегаза", потребовав приостановить все операции с активами российской компании. В результате консорциум европейских банков во главе с Deutsche Bank не смог предоставить "Газпрому" кредит на эту покупку. Позднее Deutsche Bank оспорил решение хьюстонского суда, заявив, что его юрисдикция не распространяется на ЮКОС. "Откровенная попытка искусственно сфабриковать базу для юрисдикции является основанием для прекращения дела", - заявили адвокаты банка. Обращаясь в суд Хьюстона с просьбой о банкротстве, ЮКОС ссылался на то, что в Техасе размещена часть средств компании, а ее исполнительный директор Брюс Мизамор, являясь гражданином США, имеет в этом штате недвижимость. По мнению адвокатов Deutsche Bank, эти основания не являются достаточными для рассмотрения дела в Хьюстоне.
Между тем ЮКОС теряет позиции и в российских судах: "Юганскнефтегаз" после перехода в собственность "Роснефти" начал отзывать иски к службе судебных приставов и Федеральной налоговой службе по "делу ЮКОСа". Неделю назад Арбитражный суд Москвы прекратил производство по иску, в рамках которого представители бывшей "дочки" ЮКОСа оспаривали решение судебных об аресте части имущества компании, дело прекращено в связи с отказом истца от своих требований. Кроме того, "Юганскнефтегаз" отзывает все доверенности адвокатов, которые до этого представляли ее интересы в суде. Соответствующий документ подписан новым гендиректором компании, который был назначен после покупки дочернего предприятия ЮКОСа "Роснефтью".
Тем временем, потеряв основную добывающую "дочку" - "Юганскнефтегаз", ЮКОС в конце прошлой недели практически прекратил экспорт нефти. Основной трейдер ЮКОСа - компания Petroval, которая экспортирует 84% нефти ЮКОСа, в прошлую пятницу уведомила покупателей о том, что далее не в состоянии исполнять свои обязательства в соответствии с подписанными контрактами. Потеря "Юганскнефтегаза" была названа форс-мажорным обстоятельством. Гендиректор Petroval Джон Лаш, сославшись на коммерческую тайну, отказался сообщить, кому именно его компания перестала поставлять нефть. Среди основных клиентов трейдера значатся: венгерская MOL, крупнейший польский нефтяной концерн PKN Orlen. Помимо этого долгосрочные контракты на поставку нефти были заключены с BP, Shell, ExxonMobil и другими крупнейшими мировыми нефтяными компаниями.