Дайджест газеты "Коммерсантъ" от 24 января 2005 года.
Дума положила конец сельхозобщине.
В пятницу Государственная дума РФ приняла во втором чтении поправки в принятый в 2002 году революционный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Поправки реализуют порядок оборота сельхоздолей, что способно существенно активизировать оборот земли.
Проблема купли-продажи земельных долей была одной из самых главных при принятии главного земельного закона в 2002 году. Напомним, что в начале 1990-х годов прошлого века все колхозы и совхозы Указом президента Бориса Ельцина были преобразованы в акционерные общества. Все члены колхозов, совхозов, а также другие труженики села (учителя, врачи и т.д.), всего около 13 млн граждан были наделены своеобразными ваучерами - правом на земельную долю в новообразоанном акционерном обществе. Часть земельных долей была передана в уставные капиталы новообразованных сельхозпредприятий, часть осталась у граждан. К 2002 году в отсутствии закона о частной собственности на землю большая часть сельхозземель все еще находилась в собственности сельхозпредприятий и их дольщиков без "выдела участков". Небольшая часть находилась в руках фермеров в собствености граждан в виде личных подсобных хозяйств.
Когла принимался закон об обороте сельхозземель, самым сложным было определить порядок продажи земельных долей и главное - порядок выделения земельных долей из общего колхозного поля для их купли-продажи. В действующем законе порядок продажи доли "без выдела ее в натуре" (то есть права на владение куском общих сельхозугодий) был такой: преимущественное право на ее приобретение имели остальные участники долевой собственности, а затем местные власти. Только если они не желали ее купить, собственник доли мог продать ее третьему лицу.
Продать же свою долю, выделенную в натуре, было весьма сложно. Во-первых, в законе написано, что участник долевой собственности вправе требовать выдела своего земельного участка "для создания и расширения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду". Подучается, что без создания хозяйства продать третьему лицу участок нельзя. К тому же процедура выделения участка весьма сложна. Сначала надо оповестить всех дольщиков через местную печать, указав предполагаемое местоположение выделяемого участка. При этом если рыночная стоимость участка на единицу площади выше, чем у оставшейся земли, то остальным участникам должна быть предложена компенсация - разница в стоимости в пересчете на площадь своего участка. Если рыночная стоимость выделяемого участка ниже, чем у оставшейся у дольщиков земли, компенсация выплачивается тому, кто выделяет участок. Опубликовав все это желающий выделить свой участок в течение месяца ждет возражений от других доль щиков. Все споры затем решаются "с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается правительством, а если эти процедуры не помогли, то через суд.
Судя по всему, таким способом пытались предотвратить разборки между дольщиками с вилами и топорами. Однако, понятно, что при таком порядке земельные доли вряд ли будут выделять в массовом порядке и их продавать. Можно лишь укрупнять сельхозпредприятия, причем не заставляя их бороться за свои земли и работников. Так и случилось. После двух лет действия закона об обороте земель стало ясно, что их массового оборота нет (и массового повышения эффективности сельхозпроизводства тоже нет). Ведь, как уже было сказано, большая часть земель сельхозназначения находится в долях.
Поэтому думский комитет по аграрным вопросам решил первым делом облегчить оборот долей. Принятый Думой новый порядок таков. Теперь продать свою земельную долю "без выдела ее в натуре" собственник может лишь своей сельхозорганизации. Продать же ее "на сторону", то есть третьим лицам, можно лишь после выдела в натуре. И как раз этот выдел и упрощается. Местоположение участка определяет общее собрание дольщиков. Никакой компенсации никто никому платить не должен. Уменьшение или увеличение площади выделяемого земельного участка, против того размера, который указан в документах, должно "осуществляться в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельхозугодий". Иными словами плохой земли автоматически можно взять больше, чем хорошей. Волокита может начаться лишь в том случае, если общее собрание отказало в выделении участка. Тогда владелец доли извещает дольщиков в письменной форме или публикует объявление в СМИ и ждет возражений от всех дольщиков, причем обоснованных с доказательствами "нарушения прав и и нтересов". Если таких возрежений не поступило, то участок выделяется.
При этом важно, что теперь четко записано, что собственник доли имеет право выделять свой участок в натере не только для образлования хозяйства или сдачи в аренду, но и "для распоряжения им иным образом".
Предложенный порядок действительно упрощает оборот долей, причем не в ущерб образованию крупных сельхозпроизводств. Вряд ли сельхозземли будут в массовом выдергиваться из-под предприятий для образования фермерских хозяйств. Скорее сельхозучастки будут перераспределяться от неэффективных сельхозпредприятий к эффективным. Ведь просто так скупать сельхозземли не под сельхозпроизводство никто не будет. Изменить целевое назначение сельхозземели по Земельному кодексу фактически невозможно, за плохое использование взимаются штрафы. Так что тот, кто купил участок, должен использовать его только под сельхозпроизводство и желательно с прибылью. Так что сельхозземли в итоге не могут не попасть в руки эффективных сельхозпредприятий. Конечно, если все действующие законы будут точно выполняться.
Депутаты отдают малый бизнес регионам.
В минувшую пятницу Государсвенная дума РФ в первом чтении приняла сразу два законопроекта, уточняющих порядок налогообложения малого бизнеса. Суть: региональные власти должны разобраться в налогах своих малых предприятий самостоятельно.
В настоящее время малые предприятия, отвечающие определенным налоговым законодательством критериям, могут платить налоги по упрощенной схеме. А точнее, для них установлен специальный единый налог на вмененный доход. Сумма этого налога для каждого налогоплательщика рассчитывается с учетом ряда коэффициентов. В частности, так называемого коэффициента базовой доходности (в зависимости от сферы деятельности и территориального расположения малого предприятия этот коэффициент может сильно варьироваться). Согласно одобренным поправкам в Налоговый кодекс, региональным властям впредь разрешается самостоятельно устанавливать не только сам этот коэффициент, но и порядок его расчета.
Кроме того, согласно другому принятому в первом чтении законопроекту, субъекты федерации наделяются правом самостоятельно определять виды бытовых услуг, на которые распространяется единый налог на вмененный доход. Дело в том, что, согласно действующей редакции Налогового кодекса, этот налог распространяется сразу на все без исключения виды бытовых услуг, которых с подвидами насчитывается более 600. Региональные власти зачастую оказываются не в состоянии рассчитать налог для каждого их вида, а потому предпочитают просто исключать все бытовые услуги из перечня видов деятельности, которые могут облагаться налогом в условиях льготного налогового режима. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, это привело к переводу традиционных его плательщиков на общую систему налогообложения. Депутаты предложили это исправить и разрешить регионам вводить единый налог на вмененный доход для производителей бытовых услуг выборочно.
"Роснефть" продолжила дело ЮКОСа.
Она станет основным поставщиком российской нефти в КНР.
НК "Роснефть" подписала с китайскими компаниями контракт на поставку в КНР в 2005-2010 годах почти 50 млн т нефти. Большая часть нефти по контракту планируется поставлять из АО "Юганскнефтегаз" (ЮНГ), сейчас управляемого "Роснефтью". Подписание контракта резко увеличивает шансы "Роснефти" на сохранение контроля над ЮНГ после слияния с "Газпромом". Судя по всему, в ситуации вокруг ЮНГ, ЮКОСа, "Газпрома" и "Роснефти" после сделки с Китаем объявлена пауза. Ее в ночь на пятницу по московскому времени и поддержал суд в Хьюстоне, фактически заморозив до 17 февраля слушания, касающиеся незаконности продажи ЮНГ.
Китаю все равно, чья нефть
О том, что "Роснефть" ведет переговоры с рядом китайских госкомпаний, в первую очередь с China National Petroleum Corporation (CNPC), о получении крупного кредита под залог поставок нефти, было известно еще в конце 2004 года. Однако о заключении сделки стало известно лишь в пятницу: о ней сообщил журналистам в Красноярске вице-президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Хасян Зябиров, после того как вместе с вице-президентом "Роснефти" Юрием Матвеевым посетил железнодорожную станцию Уяр, где планируется восстановить нефтеналивную эстакаду мощностью до 9 млн т в год. Господин Матвеев подвтердил, что по контракту китайские компании получат до конца 2010 года 48,2 млн тонн нефти. По словам вице-президента "Роснефти", в 2006 году компания поставит Китаю 9 млн тонн нефти. В субботу же господин Матвеев уже в Иркутске сообщил, что в нынешнем году "Роснефть" должна продать Китаю 4 млн т нефти.
Представители "Роснефти" отказались раскрыть подробности контракта, но как стало известно Ъ, контракт был подписан в середине прошлой недели, РЖД гарантировало транспорт этой нефти по нарастающему графику до границы с Китаем. По той же схеме нефть ЮНГ ранее поставлял ЮКОС. По данным Ъ, "Роснефть", сейчас контролирующая ЮНГ, также видит источником нефти по контракту бывшую "дочку" ЮКОСа, а также нефть Ванкорского месторождения.
Контракт с Китаем, очевидно, напрямую связан с ЮНГ -- по данным Ъ, он является частью кредитной схемы, по которой покупатели нефти в ближайшее время предоставят структурам "Роснефти" около $6 млрд. Нефть, по всей видимости, будет выступать залогом по кредиту, которым "Роснефть" будет рефинансировать декабрьскую покупку ЮНГ. Впрочем, информации о том, когда и в какой форме будет предоставлен кредит, пока нет, китайская CNPC, основная заинтересованная в российской нефти структура в Китае, ситуацию не комментирует. Неизвестна также цена, по которой КНР будет получать сырье.
Выполнять китайский контракт "Роснефть" без ЮНГ вряд ли сможет. Отметим, что, по циркулирующей в деловых кругах информации, китайский контракт в "Роснефти" рассматривают не столько как способ оплатить покупку ЮНГ, но и как способ сохранить над ним контроль. Напомним, в прошлый четверг глава подразделения по России инвестбанка Dresdner Kleinwort Wasserstein Боб Форесман заявил, что банк готовит сделку по слиянию "Газпрома" и "Роснефти" без ЮНГ. Активы ЮНГ в этой схеме, как заявлял ранее глава Минпромэнерго Виктор Христенко, перейдут на баланс некоей госкомпании со 100%-м госучастием. Любопытно, что, по данным Ъ, часть документов по китайскому контракту "Роснефти" визировал именно министр Христенко.
Китайский контракт действительно "привязывает" "Роснефть" к активам ЮНГ. Скорее всего, это вызовет новые задержки в реализации схемы слияния "Газпрома" и "Роснефти" -- как минимум на несколько недель.
Стороны конфликта взяли паузу.
По мнению правительственных источников, в ближайшие дни в ситуации вокруг ЮНГ, ЮКОСа, "Газпрома" и "Роснефти" сенсационных новостей не будет. Причин для паузы в конфликте достаточно почти у всех сторон. "Роснефти" необходимо время для налаживания новой стабильной схемы поставок нефти ЮНГ и финансовых потоков компании. Правительству необходимо урегулировать снова выходящий в публичную сферу конфликт вокруг схемы слияния "Газпрома" и "Роснефти". ЮКОСу необходимо также выстроить отношения с новыми владельцами ЮНГ, а также прояснить ситуацию вокруг других своих активов -- хотя с продажей ЮНГ долг ЮКОСа бюджету не погашен полностью, пока служба судебных приставов не предпринимает никаких действий по оценке других активов компании, и причины этого неизвестны. Кроме того, Group MENATEP, владельцу контрольного пакета акций ЮКОСа, необходимо дождаться определенности в том, кого атаковать в зарубежных судах как конечного владельца ЮНГ -- "Роснефть", "Газпром" или другую компанию или ведомство.
В пятницу ЮКОС потерпел очередное поражение в российских судах -- апелляционная инстанция московского арбитража подтвердила законность постановления судебных приставов о продаже акций ЮНГ. Впрочем, и в США поддержали паузу в развитии ситуации вокруг ЮНГ. В ночь на пятницу по московскому времени федеральный суд по банкротствам Южного округа штата Техас вынес решение, запрещающее ЮКОСу собирать доказательства участия "Газпрома" в аукционе по ЮНГ. Согласно постановлению судьи Летиции Кларк, деятельность ЮКОСа должна быть ограничена лишь подготовкой к рассмотрению вопроса о том, подпадает ли дело о банкротстве компании под юрисдикцию суда в Хьюстоне.
Приняв решение о запрете ЮКОСу собирать доказательства против "Газпрома", судья Летиция Кларк, поддержала ходатайство уже не принадлежащей "Газпрому" "Газпромнефти", которая от имени газового концерна участвововала в аукционе по "Юганскнефтегазу". Адвокаты ЮКОСа утверждали, что "Газпромнефть" внесла залог в размере $1,2 млрд. на участие в аукционе уже после того, как было принято решение хьюстонского суда о приостановке любых операций над активами ЮКОСа. Таким образом, по мнению ЮКОСа, "Газпромнефть" нарушила предписание суда и должна понести за это ответственность. И хотя следующее заседание Летиция Кларк назначила на 27 января, вопрос о подсудности иска хьюстонскому суду будет решаться не ранее 16 февраля. В этот день будет рассматриваться ходатайство еще одного участника конфликта, Deutsche Bank -- юристы немецкого банка просят иск ЮКОСа о банкротстве не рассматривать.
Не заинтересованным в затягивании ситуации выглядит лишь "Газпром". В случае, если поглощение им "Роснефти" будет затягиваться, очевидно, что сторонники альтернативной идеи -- создания на базе "Роснефти" и ЮНГ независимой от "Газпрома" государственной нефтяной компании -- будут иметь время на лоббирование ее в Кремле. Напомним, "Госнефть" остается пока недостижимой мечтой всех правительств России за последние десять лет вне зависимости от публичной политической ориентации.
Ввозить валюту станет проще.
На валютном рынке грядет очередная либерализация. В распоряжении Ъ оказался текст поправок в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", подготовленный депутатами Госдумы совместно с правительством и Центральным банком РФ. Главное новшество: граждане, ввозящие в Россию крупные суммы иностранной валюты, смогут не опасаться их конфискации на таможне. Кроме того, за счет расширения перечня разрешенных операций с иностранной валютой физические лица, в частности, смогут переводить до $5 тыс. на свои заграничные банковские счета с российских счетов за одну операцию.
Новый закон "О валютном регулировании и валютном контроле", существенно либерализовавший валютный режим в России, действует чуть более полугода. Основной принцип закона: все, что не запрещено, разрешено. Однако определенные ограничения все-таки существуют. Так, законом четко определен перечень разрешенных операций с иностранной валютой между резидентами РФ. Как стало ясно за время, прошедшее с момента вступления закона в силу, этот перечень устраивает далеко не всех. Кроме того, до сих пор не установлен порядок ввоза в Россию иностранной валюты. Эти и другие выявленные недостатки действующего валютного законодательства решили поправить депутаты бюджетного комитета Госдумы при поддержке правительства и ЦБ. Предполагается, что закон будет принят Госдумой в ближайшие месяцы и до конца весенней сессии вступит в силу.
По словам одного из автором законопроекта, независимого депутата Михаила Задорнова, одно из ключевых предложений - регламентировать порядок ввоза в Россию иностранной валюты и рублей по аналогии с действующим порядком их вывоза. Суть предлагаемого: ввозить в Россию иностранную валюту, рубли, а также внешние и внутренние ценные бумаги разрешается в пределах $10 тыс. без заполнения таможенной декларации; все сверх того необходимо декларировать. Напомним, согласно действующему законодательству, вывозить из России беспрепятственно можно суммы, также не превышающие $10 тыс.; правда, декларированию при этом не подлежат лишь $3 тыс. "В отсутствие порядка ввоза валюты на таможне были зафиксированы случаи, когда у граждан просто конфисковывались крупные денежные суммы. В случае принятия поправок такого происходить не будет", пояснил Михаил Задорнов. Также будет установлен порядок вывоза из России рублей, который также сейчас отсутствует. Их валютный эквивалент предлагается учитывать в тех самых разрешенных к вывозу $ 10 тыс.
Что касается перечня разрешенных операций с иностранной валютой между резидентами, то его предлагается дополнить пятью пунктами. В частности, разрешаются валютные операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности диппредставительств РФ; связанные с возмещением расходов граждан в служебных загранкомандировках; с исполнением бюджетов всех уровней; выплатой дохода и погашением ценных бумаг, а также с переводами физлицами-резидентами на иностранные банковские счета физлиц-резидентов в пределах $5 тыс. То есть если сейчас человек, имея в России банковский счет, хочет перевести деньги на счет своему ребенку за границей, это можно сделать либо через специальные платежные системы, либо по почте. Впредь это можно будет сделать непосредственно через банк.
Легче станет жить в России и иностранцам, которым предлагается разрешить оплачивать российские гостиницы, транспортные, а также другие услуги наличными рублями, тогда как сейчас это можно делать только в валюте, причем с обязательным использованием банковского счета. Россияне же, в свою очередь, получат право легально оплачивать наличной валютой покупки в магазинах беспошлинной торговли, а также в пути следования транспорта при международных перевозках. Как пояснил Михаил Задорнов, действующая ныне практика оплаты иностранной валютой покупок в магазинах duty free "формально не соответствует закону".
Страхнадзор вернул "Доверие" автовладельцам.
Как заявили Ъ в минувшую пятницу в Федеральной службе страхового надзора (ФССН), его глава Илья Ломакин-Румянцев подписал приказ о восстановлении действия лицензии петербургской компании "Доверие". "Доверие" стало первым страховщиком "автогражданки", к которому были применены санкции регулятора. В самом "Доверии" утверждают, что потери компании из-за карательных мер ФССН составили 10-20 млн руб.
Лицензия "Доверия" была приостановлена в конце декабря прошлого года (см. Ъ от 28 декабря 2004 года). Претензии ФССН касались размещения резервов компании в 2003 году. В результате санкций ФССН, по словам гендиректора "Доверия" Виктора Рудницкого, с конца декабря компания лишилась возможности заключать новые договоры и обслуживать старые обязательства. Это всколыхнуло рынок обязательного автострахования (ОСАГО), поскольку больше половины портфеля "Доверия" составляли договоры по "автогражданке". По итогам девяти месяцев 2004 года, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), компания заключила 55,4 тыс. договоров ОСАГО, собрав 104,1 млн руб.
Как сообщил Ъ в пятницу заместитель руководителя ФССН Владимир Ионкин, "Доверие" устранило нарушения, в связи с чем возобновлено действие лицензии страховщика. Как заявил Ъ Виктор Рудницкий, с 19 января - момента, когда был готов проект приказа ФССН о снятии санкций с компании, - "Доверие" возобновило работу. "За время действия санкций накопились выплаты примерно по 500 договорам, - сообщил Ъ господин Рудницкий. - Мы не имели права осуществлять выплаты в этот период, сейчас ими в первую очередь и займемся". Одновременно, по его словам, финансовые потери компании составили 10-20 млн руб.- на такую сумму не были перезаключены на новый срок договоры старых клиентов "Доверия". Поскольку в компании верили, что им удастся добиться возобновления действия лицензии, "Доверие" даже не пыталось пристроить клиентский портфель по ОСАГО на рынке.
Как заявили Ъ в РСА, союз приложил немало усилий для реабилитации своего члена. "Как только стало известно о приостановлении лицензии 'Доверия', мы запросили у компании документы,- заявил Ъ начальник правового управления РСА Андрей Юрьев, - и сами составили перечень документов 'Доверия', необходимых для предоставления в ФССН по поводу устранения нарушений". Кроме того, по его словам, в настоящий момент "Доверие" включено в программу внеочередной проверки дисциплинарной комиссии РСА. "Мы должны не только защищать наших членов, но и осуществлять контроль над их деятельностью", резюмирует Андрей Юрьев.
Между тем, по словам Владимира Ионкина, только за прошедшие ноябрь-декабрь в надзор поступило около полутора тысяч жалоб автовладельцев на страховщиков ОСАГО. "Жалуются в основном на отказ в выплате, задержку выплат и несогласие со страховщиком по поводу величины ущерба,- рассказал Ъ замглавы ФССН. - Мы всегда вмешиваемся и выясняем, кто прав, кто виноват". Любопытно, что на фоне массовых нарушений на рынке ОСАГО история с "Доверием" - пока единственный пример наказания страховщика ОСАГО. Да и то претензии ФССН к петербургскому страховщику касались вовсе не деятельности по "автогражданке".