Европейский банк реконструкции и развития подложил Роману Абрамовичу большую свинью: он грозит подмочить блестящую репутацию российского бизнесмена-губернатора в глазах англичан.
ЕБРР собрался подать в суд на Абрамовича, его партнера Евгения Швидлера и контролируемую ими компанию “Сибнефть”. Банкиры хотят взыскать с них $17,5 млн, которые ЕБРР не может получить с бывшего трейдера “Сибнефти”, швейцарской компании Runicom.
История эта началась шесть лет назад. Среди российских заемщиков ЕБРР был банк Александра Смоленского СБС-Агро. После кризиса 1998 г. расплатиться он, разумеется, не мог и вместо этого переуступил ЕБРР право требования по кредиту, выданному Runicom. Но с него получить деньги также не удалось: швейцарский трейдер утверждал, что погасил долг перед банком — еще до того, как тот переуступил право требования ЕБРР.
Кто обманул европейских банкиров, мы уже вряд ли узнаем: был ли это СБС, переуступивший им право требования по уже погашенному кредиту, либо Runicom, отказывающийся возвращать неуплаченный долг. ЕБРР начал судиться. Сначала суд первой инстанции признал правоту Runicom, но потом московский арбитражный суд решил иначе и обязал его заплатить банкирам $17,5 млн. Но и это не помогло ЕБРР: швейцарская компания вскоре прекратила свое существование.
Однако на этом история не закончилась. Европейские банкиры оказались упрямыми и стали преследовать Абрамовича, Швидлера и их компанию, считая, что именно они на самом деле управляли Runicom и вывели из нее активы. Швидлер в 1998 г. был директором Runicom. Сама компания была крупнейшим трейдером “Сибнефти” и, как утверждается в собранном ЕБРР досье, оплачивала расходы Абрамовича и членов его семьи, например услуги косметолога для Ирины Абрамович.
Эти и другие подробности из жизни олигарха завтра станут достоянием гласности, после того как Би-би-си покажет документальный фильм, основанный на досье ЕБРР.
Абрамович всегда спокойно относился к тому, что о нем пишут в России, однако у англичан другой менталитет: нелицеприятные факты могут заставить их разочароваться в Абрамовиче. Поначалу покупка Chelsea была принята в Лондоне в штыки, некоторые политики даже потребовали расследования обстоятельств сделки. Ценой титанических усилий и огромных денег Абрамович завоевал любовь англичан. Им понравилась история о простом пареньке из российской глубинки, да к тому же сироте, который своими силами, без чьей-то помощи достиг сказочных высот. Теперь они поют “Калинку” перед матчами Chelsea, переделали название клуба на русский лад — “Челски” — и умиляются десяткам миллионов, которые владелец клуба тратит на особняки, яхты и др.: он это заслужил.
Оценить ущерб репутации Абрамовича от выхода фильма сложно. А ЕБРР если не заставит его заплатить $17,5 млн, то получит моральную компенсацию за нанесенный непонятно кем ущерб.