Увольнение ведущего самой рейтинговой и имиджевой программы НТВ "Намедни" Леонида Парфенова вряд ли стало событием года, если бы не последующие безуспешные попытки журналиста поработать на телевидении.
Формально Леонида Парфенова 2 июня уволили с НТВ "по сокращению штата в связи с закрытием программы "Намедни". Программу же Николай Сенкевич закрыл по причине увольнения ее руководителя. Поводом для увольнения стал скандал с разглашением "корпоративной информации": руководство НТВ по настоянию спецслужб запретило Парфенову показывать в "Намедни" интервью с вдовой Зелимхана Яндарбиева, о чем ведущий сообщил журналистам печатных СМИ. Мало кто сомневался, что Николай Сенкевич уволил Парфенова с подачи акционеров или даже представителей власти.
Сразу после увольнения с НТВ Парфенову предложили работу руководители "Первого канала" и СТС, о чем Константин Эрнст и Александр Роднянский говорили открыто. Говорят, что ведущему "Намедни" также предлагали возглавить канал "Культура", но официально это не подтвердилось.
Летом Парфенов вместе с Владимиром Познером подготовили для "Первого канала" проект новой еженедельной программы, утвердили его у Эрнста и даже заказали декорации. Но в штат канала Леонида Парфенова так и не взяли. В неофициальных разговорах топ-менеджеры телеканалов говорили, что "Леней недовольны наверху", но выражали надежду, что это скоро пройдет. Устав ждать, Леонид Парфенов принял предложение возглавить редакцию еженедельника "Русский Newsweek".
Евгений Кузин
Ток-шоу года "Свобода слова" отменяется
У ток-шоу Савика Шустера, закрытого летом по приказу нового гендиректора НТВ Владимира Кулистикова, кроме популярности у зрителей было еще одно достоинство - эта программа дольше остальных неинформационных проектов отстаивала право работать в прямом эфире.
Популярность "Свободы слова" мешала руководителям крупных телеканалов убеждать журналистов, что народ потерял интерес к политике. Рейтинги программы вырастали как раз накануне или в дни важных политических или общественных событий, например перед думскими или президентскими выборами, в день взрыва в метро между "Павелецкой" и "Автозаводской".
Благодаря прямому эфиру, за который авторам программы "Свобода слова" приходилось бороться, Савик Шустер мог собирать в студии политиков разных взглядов, экспертов и обсуждать то, что вопреки желанию властей волновало зрителей. Именно прямой эфир порой накалял страсти в студии настолько, что словесные баталии однажды даже закончились дракой Владимира Жириновского с "яблочником" Сергеем Митрохиным и экономистом Михаилом Делягиным. В оставшихся ток-шоу такой остроты нет. Как и в работе Савика Шустера главным документалистом НТВ. Ему, по информации "Известий", не рекомендовали делать фильмы на актуальные темы.
Штраф года От "Коммерсанта" потребовали 11 миллионов доллларов
Издательский дом "Коммерсант" станет первым российским СМИ, которое по решению суда заплатит беспрецедентно высокую сумму Альфа-банку - 310 миллионов 505 тысяч 906 рублей 69 копеек.
Гендиректор ИД "Коммерсант" Андрей Васильев и председатель совета директоров Альфа-банка Михаил Фридман поссорились 7 июля после того, как деловая газета опубликовала материал "Банковский кризис вышел на улицу". В заметке сообщалось о том, что отделения Альфа-банка атакуют клиенты, не имеющие возможность снять наличность. Представители банка обвинили "Коммерсант" в дезинформации, в причинении материального и репутационного вреда в связи с чем обратились с иском в суд, который выиграли. 20 октября Арбитражный суд Москвы обязал "Коммерсант" выплатить Альфа-банку 320,5 миллиона рублей или 11,1 миллиона долларов. В 300 миллионов Альфа оценила репутационный и моральный вред, а в 20,5 миллиона - реальный ущерб от публикации. Юристы газеты с решением не согласились и подали апелляцию.
Рассмотрев жалобу, 27 декабря Арбитражный апелляционный суд изменил сумму, сократив иск Альфа-банка на 10 миллионов рублей, что в связи с падением курса доллара увеличило штраф в твердой валюте до 11,2 миллиона. "Коммерсант" намерен оспаривать решение, хотя для начала должен расплатиться с Альфа-банком.
рекорды года
Телефабрика отработала без сбоев
Прошедший год телеканалы отработали одинаково стабильно, чередуя в эфире качественные сериалы, очередные сезоны проверенных временем реалити-шоу и неизбежные музыкальные и юмористические концерты. Очевидных сенсаций, какими в свое время стали "Последний герой", "Бригада" или "Идиот", не было. Это касается и других электронных СМИ. Тем не менее несколько рекордов медиа-индустрия все же установила.
Самый популярный сериал
Окончательные итоги года еще не подведены, по судя по российским рейтингам, самым популярным сериалом года станет проект "Первого канала" "Диверсанты", возглавивший топ-10 сериалов нового сезона. Следом за ним с небольшим отрывом идет "Штрафбат".
Самое технологичное шоу
Прямая трансляция инаугурации президента РФ по качеству съемок мало чем отличалась от американских блокбастеров. Организаторы трансляции арендовали супернавороченную камеру, которой снимали, как Гарри Поттер, сидя на метле, играет в квиддич, а прибытие Путина к Кремлевскому дворцу снимали с вертолета. Один из телеруководителей даже предлагал выдвинуть трансляцию на "ТЭФИ".
Самое длинное реалити-шоу
Программа ТНТ "Дом-2" побила не только российские, но и мировые рекорды. Проект стартовал в мае и длится до сих пор. В эфир вышло уже более 200 серий "реальной мыльной оперы".
Самый плодовитый формат
"90% сегодняшнего MTV - это выпускники "Фабрики звезд", - заявила на церемонии MTV Russian Awards Яна Чурикова и по сути была права. Только в этом году "Фабрика" выпустила из своих стен 36 "полуфабрикатов", почти всех можно регулярно наблюдать в телеэфире, причем не только на музыкальных каналах. Особая заслуга пятого сезона "Фабрики" - Алла Борисовна Пугачева в качестве художественного руководителя.
Самый растущий бизнес
Радиохолдинг "Русская медиа-группа" купил в этом году две станции: "Maximum" и "Хит-FM". В активе РМГ к этому времени уже были "Русское радио", "Русское радио-2", "Радио Монте-Карло" и "Динамит-FM". Сейчас в холдинге шесть радиостанций - больше нет ни у кого.
Надежда Степанова
Телевидение добилось удвоения ЕВП
В марте уходящего года символ безвкусия в юморе Евгений Ваганович Петросян (сокращенно ЕВП) перешел с "Первого канала" на "Россию", прихватив с собой подопечный театр "Кривое зеркало". С тех пор он конкурирует сам с собой, так как "Первый" повторяет старые выпуски шоу, а "Россия" показывает премьеры.
Евгений Петросян с первой на вторую кнопку ушел неожиданно для теленачальников и зрителей. В феврале сказал, что "решил освободить "поляну" Александру Маслякову и его КВН", с которыми юмористы "Кривого зеркала" постоянно боролись за авторство шуток. Зрители от шага выиграли - количество ЕВП увеличилось вдвое. Телеканалы тоже не проиграли, так как рейтинги "Кривых зеркал" и на "Первом", и на "России" одинаково высоки. Программы постоянно возглавляют списки самых рейтинговых проектов месяца.
Потерю "Первый" также восполнил новыми концертами Леона Измайлова и выступлениями "Новых русских бабок", активно сотрудничающих с Театром Евгения Петросяна. Так что теперь Петросян со товарищи конкурируют сами с собой в эфире двух федеральных каналов.