Девять сотрудников Костромского музея-заповедника "Ипатьевский монастырь" объявили бессрочную голодовку в знак протеста против передачи ранее занимаемых музеем помещений общине монастыря и Костромской епархии. Голодающие не согласны с назначением губернатором нового директора музея и требуют официально подписать документы о предоставлении им новых музейных площадей взамен переданных в распоряжение церкви.
Уже шесть дней девять сотрудников Ипатьевского музея-заповедника держат голодовку в знак протеста: музей выселяют и предоставляют помещения вне монастыря. Это решение было принято Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом по личному ходатайству губернатора Костромской области. Конфликт между музеем и монастырем начался сразу после решения правительства РФ 1994 года о передаче части его помещений общине. 10 лет сосуществования были омрачены взаимными претензиями. Монахи выступали против разорения склепа Годуновых и демонтажа Архиерейского сада, а музейщики - против заселения обители иноками и сокращения экспозиционных площадей. 2 сентября 2004 года Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом передало Костромской епархии новую часть монастырских корпусов, не предоставив музею адекватной замены. В октябре музейщики подали в
московский Арбитражный суд исковое заявление с просьбой отменить это решение. Пока шли предварительные слушания, областные власти потребовали от директора заповедника Ольги Рыжовой отозвать иск. Она отказалась, и это стоило ей должности: 15 декабря на должность директора музея-заповедника губернатором области был назначен бывший сотрудник областного департамента культуры Павел Алексеев. В тот же день он отозвал иск, а уже 16 декабря 9 из 204 сотрудников музея начали голодовку. Как заявили ГАЗЕТЕ участники акции протеста, они не намерены прекращать ее до тех пор, пока не будет подписан документ о предоставлении музею помещений взамен тех, что были переданы в распоряжение монастыря.
В воскресенье костромской губернатор Виктор Шершунов встретился с участниками голодовки и пообещал передать музею пожарную каланчу и дом Борщова (2320 кв. м) - памятники архитектуры начала XIX века. Кроме того, по словам главы области, для хранения фондов музею будет предоставлено здание казарм (3000 кв. м). Все эти помещения свободны, находятся в хорошем состоянии и требуют лишь незначительного переоборудования. По данным ГАЗЕТЫ, окончательная точка в этом деле должна быть поставлена 22 декабря на встрече губернатора с федеральными чиновниками и Патриархом Алексием II. «Предложенное здание нас вполне устраивает», - отметила Ольга Рыжова. Однако, по ее словам, из голодовки музейщики выйдут только тогда, когда устные обещания будут подкреплены документами.
Акция протеста музейщиков вызвала недоумение в Костромской епархии. Как заявил ГАЗЕТЕ наместник монастыря архимандрит Иоанн, 'передача зданий происходит законно, за экспонатами обитель будет следить научно, уже есть договор у монастыря с Оружейной палатой и Историческим музеем о воссоздании монастырского музея, где будут экспонироваться все сохранившиеся иконы, утварь и облачения, хранившиеся в нем до революции'. Архимандрит подчеркнул также, что ведущие музейные сотрудники 'уже переходят к нам, так что обслуживать и следить за экспонатами будут грамотные люди', а «то, что сейчас происходит, - это искусственное нагнетание обстановки». В любом случае, уверен иерарх, 400-летие дома Романовых, которое будет отмечаться в 2013 году, Ипатьевский монастырь встретит 'как алмаз в золотом кольце России'.
История обители Ипатьевский монастырь основан в 1330 году татарским мурзой Четом, служившим у великого московского князя Ивана Калиты и ставшим родоначальником боярских семей Сабуровых и Годуновых. Назван в честь священномученика Ипатия, епископа Гангрского, которому Чет был обязан своим исцелением. Здесь похоронены родители царя Бориса Годунова. В 1612 году именно в этих местах крестьянин Иван Сусанин завел в лес и уморил польский отряд, угрожавший избранному на царство Земским собором 16-летнему Михаилу Романову. Год спустя сам Михаил и его мать инокиня Марфа после 6-часового стояния посольства у стен монастыря согласились с решением Собора. Русские монархи не раз посещали Ипатьевский монастырь как колыбель династии Романовых. При советской власти здесь разместили квартиры для 700 рабочих, а в 1958 году, по решению Совета министров, в монастыре был организован музей-заповедник.
Судьба религиозной собственности в России Церковь, будучи до Петра I крупнейшим собственником в стране, с XVIII века превратилась в государственный департамент. Ее собственность стала государственной, что, впрочем, не мешало общинам и отдельным лицам возводить свои храмы. Советская власть, разгромив религию как институт, юридически оставила церковную собственность за государством, позволив лишь немногим общинам пользоваться своим имуществом 'в культовых целях'. Распоряжение президента РФ N281-рп от 23 апреля 1993 года предписало 'поэтапную передачу в собственность или пользование религиозных организаций культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности'. Федеральный закон 1997 года 'О свободе совести и о религиозных объединениях', постановление правительства РФ от 30 июня 2001 года, закон о земельной собственности 2004 года и соответствующие законы на областных уровнях также предусматривают бесплатную передачу религиозным организациям храмов и земель под храмами. Однако на практике передача имущества происходит трудно, и многие исторические храмы по сей день остаются собственностью государства. Так, до сих пор не выехал из трех московских церквей Реставрационный центр имени Грабаря, из Рождественского монастыря - Архитектурный институт, из Дивеевской обители - школа. Конфликты между музеем и монастырем продолжаются и на Соловках. Всего в настоящий момент в стране не разрешены 144 конфликтные ситуации между общинами верующих и собственниками.