Выступления адвоката Константина Ривкина и бывшего главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева в Мещанском суде действительно сильно обидели гособвинителя. Накануне они методично перечисляли очередные недоработки следовательской группы Салавата Каримова, который составлял обвинительное заключение по уголовному делу Ходорковского-Лебедева-Крайнова. А в пятницу прокурор Дмитрий Шохин попытался установить контроль над тем, какие документы оглашает защита.
«Я хотел бы расставить все точки над «i» и все черточки над «т» в вопросе представления доказательств», – сразу же после начала пятничного заседания заявил Дмитрий Шохин. «Все это затягивание процесса. Чего только стоит заявление Ривкина о черных полосах на документах (из-за плохой краски часть документов плохо скопирована и часть данных прочесть невозможно. –
«Газета.Ru»), о пропавших документах», – расценил он действия Ривкина и Лебедева. По мнению гособвинителя, адвокаты оглашают документы, которые не являются доказательствами невиновности подсудимых и вообще «не относятся к предмету доказывания». Потому Шохин, выразив уверенность, что разрешить эту проблему может только судья, требовал у председательствующей Ирины Колесниковой запретить защите это делать.
Адвокаты и подсудимые несколько изумились постановке вопроса. «Ходатайство юридически безграмотно», – заметил Платон Лебедев. Затем его поддержал и адвокат Михаила Ходорковского Игорь Михеев. «Общими условиями является равенство сторон в представлении доказательств», – напомнил защитник гособвинителю. Судья, внимательно выслушав доводы обеих сторон, отклонила ходатайство, заявив, что «считает его нецелесообразным на данном этапе судебных разбирательств».
После этого адвокат Игорь Михеев начал оглашать документы по одному из основных эпизодов обвинения – купли-продажи 44% пакета акций Научно-исследовательского института по удобрениям и инсектофунгицидам им. Самойлова. В частности, защита зачитала многочисленные акты судебных органов и прокуратуры, которые отказали Российскому фонду федерального имущества в иске о признании недействительными сделок по приобретению акций НИУИФ и возврату их государству.
Напомним, Михаил Ходорковский и Платон Лебедев обвиняются в хищении 44% акций НИУИФ. В 1995 году банк МЕНАТЕП через АОЗТ «УОЛЛТОН» на инвестиционном конкурсе приобрел принадлежавшие государству 44% акций института. Следователи полагают, эта сделка была незаконной, поскольку АОЗТ «УОЛЛТОН» не собиралось выполнять условия конкурса по инвестированию в НИИ 115 млн руб., а основной целью Ходорковского и его «преступной группы» было завладеть правом распоряжаться принадлежащим институту комплексом зданий на Ленинском проспекте в Москве. По версии следствия, после конкурса главе института Петру Класену предложили перевести положенные инвестиции на счет института, но потом сразу же до конца декабря 1995 года перечислить их обратно на счет инвестора – АОЗТ «УОЛЛТОН». Таким образом, подсудимые обратили инвестиционные средства института «в свою пользу». После этого сотрудники НИУИФ обратились в прокуратуру, которая направила в суд иск о нарушении АОЗТ «УОЛЛТОН» условий инвестиционного договора, однако на тот момент иск не поддержало РФФИ и дело было проиграно.
Спохватившись, РФФИ сам подал иск в 1997
Арбитражный суд Москвы по тому же поводу и договор о купле-продаже между фондом имущества и АОЗТ «УОЛЛТОН» от 1995 года был расторгнут. Но 6545 акций акционерного общества уже не могли быть возвращены, так как к этому времени они уже были перепроданы другим владельцам – «Химинвесту», АОЗТ «Альтон» и АОЗТ «Метакса» и другим компаниям.
Также адвокаты огласили документы о возбуждении, приостановлении, возобновлении, прекращении, объединении и выделении многочисленных уголовных дел по схожему эпизоду – о покупке на инвестиционном конкурсе 20% акций ОАО «Апатит».
Следующее заседание по объединенному уголовному делу Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова состоится 20 декабря в Мещанском суде.
17 ДЕКАБРЯ 20:25