Прокурорская проверка в Арбитражном суде Москвы не нашла подтверждения слухов о взяточничестве, заявил на Всероссийском совещании судей председатель Высшего Арбитражного суда России Вениамин Яковлев. Проверка началась после того, как на одном из интернет-сайтов были опубликованы тарифы взяток, «которые якобы берут судьи Арбитражного суда Москвы».
О коррупции в судах у нас говорят как о чем-то само собой разумеющемся. Однако все проверки, в том числе и прокурорские, показывают, что никакой коррупции в судах нет. Судьи судят судом праведным и исполняют свои обязанности, невзирая на личности, строго по закону. Тут, наверное, самое время заговорить о «нашей страсти к очернению государственных институтов», об отсутствии культуры уважения к суду и потребовать от власти запретить публикацию порочащих суды материалов. Но почему-то не получается. Просто потому, что представление о коррупции в судах берется не только и не столько из публикаций в СМИ, сколько из реального опыта людей и их знакомых, сталкивающихся с нашим правосудием. Прокуратура не нашла подтверждения слухам о коррупции, но тысячи людей их находят почти каждый раз, когда сталкиваются с судебной системой. То есть, на самом деле информация о том, что прокуратура не нашла взяточников в арбитражном суде, говорит обывателю вовсе не о том, что в судах нет взяток, а в том, что прокуратуре верить нельзя, что ворон ворону глаз не выклюет, и так далее.
И это самое печальное. Коррупция в судах – это очень плохо, но в нормальной ситуации можно надеяться на изменение положения, на судебную реформу, на постепенное усиление общественного и государственного контроля, результатом которого станет резкое улучшение ситуации. Сегодня же мы наблюдаем, что вместо судебной реформы мы получили суды, встроенные в вертикаль власти, а вместо государственного контроля - пиар судов, которым активно занимается прокуратура. Ну, а сама прокуратура превратилась из органа контроля за соблюдением закона в контору с самыми разнообразными функциями: от решения споров хозяйствующих субъектов до простого и незатейливого пиара.