В конце прошлой недели на конструкции московского оператора рынка наружной рекламы, компании «ОМИС’92», был наложен арест. Эта мера была принята Арбитражным судом г. Москвы в обеспечение иска Комитета рекламы, информации и оформления города к этой компании. Как уточнил председатель комитета Владимир Макаров, это первый прецедент в истории наружной рекламы Москвы, когда за долги городу (более 8 млн руб.) арестовываются конструкции оператора наружной рекламы. По его словам, комитет и впредь будет добиваться защиты интересов города, привлекая к ответственности злостных неплательщиков арендной платы через суд. В самой компании «ОМИС’92» отрицают факт ареста своих конструкций и говорят, что это очередная попытка Комитета рекламы переделить столичный рынок наружной рекламы в пользу крупных игроков.
Компания «ОМИС’92», одна из старейших на столичном рынке (образована в 1992 г.), занимается исключительно наружной рекламой. По размеру бизнеса относится к компаниям второго эшелона, владея, по собственным данным, примерно 200 конструкциями наружной рекламы в Москве. Свои финансовые показатели в компании «ОМИС’92» не раскрывают. Решение о взыскании с компании «ОМИС’92» задолженности по арендной плате на сумму свыше 8 млн руб. и о наложении ареста на 167 рекламных конструкций в Юго-Западном административном округе, принадлежащих «ОМИС’92», было принято Арбитражным судом Москвы в качестве обеспечения иска Комитета рекламы, информации и оформления города.
Причина иска – компания является крупным должником по арендной плате за свои конструкции. «С некоторых пор комитет стал активнее бороться с фирмами – неплательщиками денег в городской бюджет. Часты случаи, когда компании задерживают плату за несколько недель, но у «ОМИС» неплатежи приобрели слишком большие масштабы, – комментирует RBC daily ситуацию глава комитета Владимир Макаров. – Арбитражный суд по нашему иску принял решение о взыскании долга с компании, однако с ее стороны никакой реакции не последовало. Поэтому суд и принял решение об аресте всех конструкций компании «ОМИС’92». У самой компании были свои резоны, по которым она принципиально не платила арендную плату, – то, что комитет не заключал с ней договор на право распространения наружной рекламы. Но сейчас на подписании у мэра Москвы уже находится постановление правительства Москвы, согласно которому компании, которые могут заплатить за право заключить долгосрочный договор (около 500 тыс. долл. за возможность размещать наружную рекламу в течение 5 лет, чтобы избежать ежегодного перезаключения годичных договоров с городом. – RBC daily) и не нарушают закон «О рекламе», свободно смогут это сделать. С самого начала конфликтной ситуации мы со своей стороны предлагали компании «ОМИС’92» перестать размещать коммерческую рекламу на время судебного разбирательства и размещать только бесплатную «социалку», но она на это не пошла, продолжив размещение коммерческой рекламы».
Тем временем, по словам коммерческого директора компании «ОМИС’92» Игоря Ерастова, ситуация не так однозначна, как ее представляет Владимир Макаров. Так, по словам представителя компании, «ОМИС’92» всегда платил по своим обязательствам, закрепленным в договорах, как того требует законодательство РФ. А подоплека ареста конструкций, по мнению представителя «ОМИС’92», – это очередная попытка Комитета рекламы переделить столичный рынок наружной рекламы. «Наши разногласия с Комитетом рекламы начались год назад, когда чиновники потребовали демонтировать конструкции компании «ОМИС’92» по ряду адресов, якобы не соответствующих концепт-программе (предусматривает оптимизацию и сокращение рекламных конструкций на крупнейших городских магистралях. – RBC daily). Но в том-то и парадокс, что чиновники потребовали демонтировать те конструкции, которые как раз входят в концепт-программу. То есть они хотели демонтировать рекламные конструкции нашей фирмы, чтобы на эти же места поставить щиты другой компании. Получается, что крупные станут еще крупнее, а средние или мелкие останутся без ничего. Это ли не произвол?» – задается риторическим вопросом г-н Ерастов.
Сами методы работы комитета с компаниями второго эшелона, по словам коммерческого директора «ОМИС’92» , нередко просто не выдерживают критики. «Комитет рекламы уклоняется от заключения договоров с той или иной компанией без объяснения причин. Таким образом, комитет лишает фирму возможности закрепить договор на определенный срок, и, соответственно, фирма, не имея пролонгированных на новый срок договоров на размещение средств наружной рекламы, не может на законном основании (как того требует Положение о безналичных расчетах от 09.07.92 № 14) платить по своим обязательствам, – говорит Игорь Ерастов. – Такими действиями комитет создает технический долг для фирмы, что дает ему возможность обвинить компанию в неоплате права размещения средств наружной рекламы и информации и требовать от фирмы, от Объединения административно-технических инспекций правительства Москвы и других организаций демонтажа ее рекламных конструкций. При этом комитет не подает иск в суд на так называемого «нарушителя», а без решения суда демонтирует рекламные конструкции фирмы, уничтожая чужую собственность. Впоследствии изъятые таким образом рекламные места через процедуру конкурсов, аукционов могут быть перераспределены другим фирмам. А все, что надо было сделать, – заключить договоры и строго следить за выполнением обязательств, закрепленных в них. Все рекламные конструкции «ОМИС’92» установлены в соответствии с требованиями Закона РФ «О рекламе»».
В «ОМИС’92» RBC daily дали понять, что последнее решение суда их ничуть не смущает и компания продолжит отстаивать свои права в судебном порядке. В комитете, правда, трактовали события несколько иначе. «На вечер пятницы, 26 ноября, между мной и Игорем Ерастовым была достигнута устная договоренность о том, что первый платеж по долгу компания сделает уже в понедельник, 29 ноября, а затем «ОМИС’92» подпишет с комитетом график последующих платежей и оговорит срок заключения договора, после того как задолженность будет погашена. Если же компания не осуществит это намерение и передумает платить, то в соответствии с законом она просто потеряет свой бизнес, а ее конструкции будут пущены с молотка», – заявил RBC daily Владимир Макаров. Г-н Ерастов в разговоре с RBC daily в свою очередь резко опроверг эту новость, заметив, что, делая такие заявления, г-н Макаров «не хочет бороться в открытую». На вопрос RBC daily: «Что будете предпринимать в ответ?» – представитель «ОМИС’92» сказал: «Мы будем действовать в соответствии с развитием ситуации. Верю, что справедливость восторжествует». Тем более что работа компании в настоящее время не парализована. «Что касается действий судебного пристава (ареста 167 конструкций в Юго-Западном округе), то в этом округе у нас установлена всего одна (!) рекламная конструкция. Как мог судебный пристав наложить арест на то, чего нет, – без комментариев», – говорит г-н Ерастов.
Отдел компании
Андрей Сердечнов, 29.11.2004