Летом текущего года (12 июля) Сбербанк России и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) заключили соглашение о сотрудничестве в сфере инвестиционной деятельности.
Согласно закону о конкуренции, финансовые организации должны направлять в федеральный антимонопольный орган (ФАС) уведомление обо всех заключенных в любой форме соглашениях с любыми юрлицами, если эти организации имеют, либо могут иметь совокупную долю на рынке финансовых услуг 10 и более процентов.
Федеральный антимонопольный орган уведомляется по заявлению финансовых участников либо одного из участников соглашения в течение 15 дней с момента заключения соглашения.
«Такие положения редко заключаются между игроками, каждый из которых имеет монопольное положение в своем сегменте рынка, поэтому о том, что уже были подобные претенденты говорить не приходится», – отметил руководитель банковского направления Moody's Interfax Михаил Матовников.
Но ни в течение 15 дней с момента заключения соглашения, ни в последующий период уведомление об этом соглашении Сбербанк РФ в ФАС России не представил.
«О том, что Сбербанк заключил соглашение о сотудничестве с ОАО «РЖД» мы узнали из средств массовой информации, после чего и направили запрос о предоставлении материалов этого соглашения», – заявил «Газете.Ru» источник в ФАС. Почему Сбербанк не предоставил соответстующее уведомление в ФАС, комментировать в банке вчера отказались.
ФАС 13 августа 2004 года возбудила производство по делу об административном правонарушении и назначила административное расследование. В ходе расследования в антимонопольное ведомство 30 августа поступило уведомление Сбербанка, в котором он подтвердил факт заключения соглашения с ОАО «РЖД». Таким образом, ФАС России было установлено, что Сбербанк России нарушил требования статьи 8 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». По результатам рассмотрения ФАС решила наложить на Сбербанк административное наказание в виде штрафа в размере 500 МРОТ.
«Причина, почему ФАС наложил штраф на Сбербанк в размере 50 тыс. рублей или 500 МРОТ простая: соглашение между Сбербанком и ОАО «РЖД» не приводит к ограничению конкуреции на рынке финансовых услуг.
Если бы соглашение приводило к ограниченю конкуреции, штраф был бы максимальным и было бы дано предписание расторгнуть соглашение.
Но поскольку это соглашение не влекло или не влечет за собой ухудшение условий конкуренции и ограничение конкуренции, то соответственно было принято минимальное наказание просто за нарушение процедуры», – пояснил собеседник в ФАС.
Сбербанк России посчитал, что решение ФАС незаконно и решил обжаловать решение ФАС в суде. В иске, представленном в суд Сбербанком описаны причины, почему они не согласны с решением ФАС.
Во-первых, по мнению Сбербанка, поскольку сделка была заключена с госсубъектом ОАО РЖД, а не финансовой организацией, банк не обязан был подавать уведомление в антимонопольные органы.
Во-вторых, подобные уведомления должны только те финансовые организации, которые занимают доминирующее положение на соответствующих финансовых рынках.
Видимо, в Сбербанке считают, что у него нет доминирующего положения.
В-третьих, с банка нельзя взыскать штраф, поскольку по Административному кодексу наказание в виде штрафа налагается не за неподачу уведомления в срок, а просто за непредоставление уведомления.
16 ноября 2004 года
арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска Сберегательного банка России о признании незаконным решения ФАС о наложении штрафа на Сбербанк РФ.
17 НОЯБРЯ 12:35