11 октября в КАО возбудили уголовное дело в отношении и.о. вице-губернатора КАО Михаила Соколовского. Напомним, он обвиняется в халатности при распределении 57 миллионов рублей, поступивших в округ из федерального бюджета для закупки топлива на осенне-зимний период 2004-2005 годов. В результате незаконного распределения данных денежных средств окружному и федеральному бюджетам причинен крупный материальный ущерб. Сегодня в округе сложилась кризисная ситуация. Под угрозой срыва оказался отопительный сезон. Еще недавно ставился вопрос о переселении целого субъекта федерации. На эти темы с прокурором Корякского АО Владимиром Чистовым беседовал корреспондент ИА REGNUM.
Владимир Тимофеевич, первый вопрос, конечно же связан с тем, что сейчас волнует население нашей автономии - это ход завозной кампании и подготовка к зиме. Начнем, наверное, с того, как отслеживали наши правоохранительные органы, в частности, прокуратура, работу ЖКХ округа по подготовке к зиме. Правильно ли расходовались деньги, которые предназначались и выделялись для этого. Какие проводились проверки, и какие результаты они дали?
Прокуратурой ежегодно проводятся проверки соблюдения законодательства в топливно-энергетическом комплексе. Эти проверки инициируются, как генеральной прокуратурой, так и включаются в планы на местах. На всем протяжении завозной кампании, начиная с начало года, прокуратура отслеживает ситуацию с завозом топлива, особенно в северные регионы. Не исключение и наша прокуратура.
То есть это было определенное задание генеральной прокуратуры, направленное на то, чтобы на местах велась такая работа?
Если говорить применительно к нашей прокуратуре, то в этом году мы провели и продолжаем проводить подобные проверки. Уже проведено порядка 53-х проверок общенадзорных, в части готовности объектов жилищно-коммунальной сферы к отопительному сезону, в том числе и по завозной кампании, которые включают в себя исполнение законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных как из федерального бюджета, так и региональных денежных средств на эти цели.
По результатам наших проверок в адрес руководителей различного уровня вынесено 40 представлений об устранении нарушений законов. Шестнадцать должностным лицам вынесли предостережение о возможном привлечении их к административной или уголовной ответственности. Два лица мы привлекли к административной ответственности и возбудили одно уголовное дело.
В чем заключаются нарушения. Всегда ли это нецелевое использование средств?
Нецелевое использование средств - это только одна категория. Вообще, мы говорим о том, как исполняется законодательство при подготовке жилищно-коммунальной сферы к зиме. Мы отслеживаем готовность к зиме каждого населенного пункта. И на проверку получается, что в Пахачах к зиме вообще не готовы. Хотя, в общем-то, у нас и исполнительные органы власти рапортуют о том, что в каком-то процентном отношении, там готовы. На самом деле, там нет света.
Почему нет света? Потому, что там не завезли топливо. Почему не завезли топливо? Там для этого есть свои причины. На каждом этом этапе мы сплошь и рядом выявляем нарушение законодательства, которые допускают должностные лица. Я имею в виду и исполнительные органы власти, и законодательные при формировании бюджета на местах.
Какова реакция на все эти предписания?
Вы знаете, конечно, звучит благозвучно, но все наши акты прокурорского реагирования, они практически удовлетворяются в полном объеме. И лица привлекаются к административной ответственности, и к дисциплинарной ответственности привлекаются в результате рассмотрений наших представлений. Изменяется нормотворческая база в результате наших предписаний, представлений или протестов. Соответствующие контролирующие структуры привлекают по нашим представлениям к административной ответственности, но кардинально изменить ситуацию мы не можем. Причины такой неблагополучной ситуации, как мне кажется, более глубоки, вот такого положения дел с отоплением, с подготовкой жилищно-коммунальной сферы к зимнему периоду. Есть причины, которые, может быть, сейчас не зависят от нашей воли и сознания. Их нужно изменять структурно. Нужно вообще подход менять к формированию бюджетных ассигнований на эти цели, к подготовке специалистов, к строительно-монтажным и ремонтным работам. Например, вы знаете, что с 1995 года нашим правительством рекомендовано не применять металлические трубы для междомовых и внутридомовых сетей. Тем не менее, это все применяется до сих пор. То есть срок службы им, допустим при активной среде, как в Палане, ну год, два, три от силы, их потом опять придется менять. А это огромные затраты и все ложится на бюджет.
Владимир Тимофеевич, к каким вы выводам пришли специалисты прокуратуры. Всегда ли из-за того, что не хватает денег, те или иные предприятия не готовятся к зиме во время, как это положено по срокам?
Наверное, основная причина, все-таки, в нехватке денежных средств. Вторая причина - нерадивость чиновников. Все поставлено на самотек, а тот задел, который был, допустим, лет 20 - 25 назад, в настоящее время заканчивается. Стареют системы, стареют трубы, изменились системы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и подход должен быть совершенно другой. Так или иначе, мы все равно будем повторять те же самые ошибки, наступать на те же самые грабли. Допустим, взять даже по формированию бюджетов муниципальных образований. Ни для кого не секрет, что у нас доходные части бюджетов районов, подгоняются под расходные статьи. Иногда это в разы - в 5, в 10 раз, иногда больше, чем сама доходная часть бюджета. По нашему бюджетному законодательству дефицит не должен превышать 3-5 процентов, но это не соответствует действительности. Взять, к примеру, формирование бюджета в простой семье. Семья сначала посчитает доходы, а потом уже будет считать расходы. У нас почему-то получается наоборот. Поэтому и растет вал невыплаченной заработной платы, и возникают другие проблемы.
Теперь хотелось бы отдельно остановиться на завозной кампании. Уже начало зимы, особенно это уже ощущают жители Пенжинского района, где минусовая температура, но до сих пор не завезено в полном объеме топливо в этот район. Не хватает топлива в Палане, в некоторых селах Олюторского района. В некоторых населенных пунктах ситуация близка к критической. На фоне всего этого звучит информация о том, что 57 млн. рублей, выделенные федеральным центром окружной администрации на завоз энергоносителей, просто исчезли.
Сама завозная кампания начинается с формирования бюджета. То есть, когда в бюджет заложены определенные средства на эти цели. В этом году денежные средства из федерального бюджета на завоз были выделены в мае месяце, а в июне началось их распределение. Собственно говоря, активная работа прокуратуры по завозной кампании началась как раз в это время. Мы отслеживаем ситуацию, отслеживаем целевой характер использования средств, особенно это касается федерального бюджета. Также проводим проверки, принимаем акты прокурорского реагирования. Не буду останавливаться на их количестве. Получается так - из года в год повторяющаяся история, самый активный пик завозной кампании падает на время после навигации, когда упущено наиболее благоприятное время для завоза энергоносителей на территорию округа, когда применяются повышенные тарифы на услуги по доставке топлива. Если вернуться, вот к этим 57 млн. рублей. Да, действительно, такой факт имел место. Еще в феврале месяце между администрацией округа и предприятием "ЮЭС" было заключено соглашение на участие в завозной кампании, но в последующем, в мае месяце они отказались, в связи с отсутствием финансирования. Тогда администрация округа в спешном порядке начала формировать новые кампании по завозу топлива. Конкурс, как таковой не проводился, мы сейчас выяснили, что выделение этих денежных средств было проведено в нарушении действующего законодательства. И.о. вице-губернатора был назначен Соколовский М.И., которому были делегированы полномочия по проведению конкурса и полномочия по распределению федеральных бюджетных средств на завоз энергоносителей. Под его председательством была проведена конкурсная комиссия, которая дала согласие на выделение денежных средств ООО "Стройтекс", которое зарегистрировано в Москве. В течение недели деньги были перечислены на счет этой кампании и в последующем затерялись. Мы видим результат. До настоящего времени ни топлива, ни возврата аванса в размере 57 млн. рублей.
57 млн. рублей в бюджет не вернулись?
Не вернулись и не поступили. Мы по этому факту в отношении и.о. вице-губернатора Михаила Соколовского еще 11 октября возбудили уголовное дело по ч.1 ст. 293 УК РФ. Она предусматривает ответственность за халатность, которая повлекла причинение существенного ущерба. В данном случае 57 миллионов рублей - существенный ущерб и последствие - срыв завозной кампании. Потому что по контракту, который опять же Соколовский заключил с фирмой "Стройтекс", предусмотрена поставка топлива в конкретные населенные пункты, которые сейчас, кстати, страдают от его отсутствия.
А что эта фирма должна была поставить на эти деньги?
Они должны были поставить дизельное топливо для того, чтобы обеспечить электроэнергией отдельные населенные пункты. Сейчас, как раз в этих населенных пунктах сложилась очень серьезная обстановка. Поэтому администрация округа принимает очень спешные меры для того, чтобы завезти, в том числе и на север и другие населенные пункты дизельное топливо. Потому что, если свет будет отключен, то и котельные вряд ли будут давать тепло в населенные пункты.
Мы создали следственную группу из состава работников прокуратуры округа и УВД КАО. Провели ряд следственных и оперативно-розыскных мероприятий на территории округа. Но на сегодня можно говорить о том, что выделение этих денежных средств, прошло без согласования с Минэкономразвития, как это положено по закону, без изучения и представления всех необходимых документов для такого рода конкурсов. Мы изъяли оригиналы документов в администрации округа и казначействе. Мы допросили должностных лиц и участников совещания, на котором принимали решение о выделении денежных средств фирме "Стройтекс". У нас предстоит ряд следственных действий за территорией КАО, в частности в Москве. Нам нужно проследить движение денежных средств. Принять меры к аресту счетов. Принять меры к местонахождению самого Соколовского и генерального директора "Стройтекс", чтобы провести ряд следственных действий с их участием, потому что он у нас фигурирует, как подозреваемый по этому уголовному делу.
А что вам говорят в администрации округа по поводу местонахождения и.о. вице-губернатора Соколовского?
Мы направили в администрацию требование о том, чтобы он явился к нам на допрос. Мы получили ответ, администрация также предприняла меры для его местонахождения, но как я понял, администрация не знает, где находится и.о. вице-губернатора в настоящее время. Поэтому мы будем использовать оперативно-поисковые мероприятия для этих целей.
Владимир Тимофеевич, есть уверенность, что завозные деньги - 57 млн. вернутся в округ и виновные все-таки понесут наказание?
Если мы не найдем эти деньги в рамках расследования уголовного дела, мы должны принять меры к возмещению ущерба. В данном случае потерпевшей стороной у нас будут представители администрации. И даже в рамках расследования они могут предъявить исковые требования. Они могут предъявить их и за рамками уголовного дела. Сейчас никто не мешает, допустим, администрации, как бюджетополучателю этих денежных средств, предъявить исковые требования к фирме "Стройтекс" в связи с невыполнением договора поставки топлива, и взыскать с них эти денежные средства. Потому что в контракте написано, что такие вопросы, в случае возникновения разногласий или, допустим, не исполнения каких-то условий контракта, споры рассматриваются в Московском арбитражном суде. Этот контракт был заключен и оригинал у нас есть. Есть он и в администрации.
Владимир Тимофеевич, в начале июля месяца эти 57 млн. были перечислены фирме "Стройтекс". Она все это время могла их, что называется, прокрутить, получить от этой суммы определенные проценты. А сейчас, спустя какое-то время она вернет просто-напросто деньги администрации. Вы закроете дело в таком случае?
Я думаю, что нет. С использованием каких-то банковских схем возможно получить определенные прибыли, потому что 57 млн. рублей - все-таки, около 2 млн. долларов. В этом случаем, мы вынуждены будем продолжать рассматривать дело даже, если деньги вернутся в бюджет. В этом случае мы будем рассматривать ущерб, причиненный округу. Потому, что сейчас завозная кампания осуществляется по повышенным ставкам. Вы знаете, что сейчас уже другие тарифы совершенно, они выросли на голову. Поэтому вот этот ущерб - это не малые денежные средства, нам все-таки придется взыскивать с виновных лиц.
Как вы думаете, на сколько затянется расследование. Ведь следователям придется выезжать в Москву, проводить какие-то следственные действия за пределами округа?
Законом срок расследования установлен 2 месяца. В настоящее время проводим экономические экспертизы, которые определяют движение денежных средств, сумму ущерба. Эта обязательная категория, по которой нужно производить экспертизы. С учетом производства экспертиз и наших действий за пределами округа, я думаю, что мы окончим расследование в течение 3-4 месяцев, не больше.
А вам для этого потребуется какая-то помощь, допустим, генеральной прокуратуры, прокуратуры ДФО?
Ну, если сильно будут мешать, может быть потребуется. Мы ее получим, и не сомневаюсь, а пока не требуется.
Пока не было никаких противодействий следствию?
Нет пока. У нас и администрация активно участвует.
То есть, какую информацию и документы вы запрашиваете, вам все это предоставляют в администрации?
Безусловно. Мы проводили выемки документов, препятствий не было.
ИА REGNUM