Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

ФАС НЕ ЖАЛЕЕТ СИЛ В «БОРЬБЕ» С КРУПНЫМ БИЗНЕСОМ

МОСКВА, 26 октября. У государства может появиться новый инструмент контроля над крупным бизнесом. Чиновники предлагают распространить антимонопольное регулирование на олигополии — то есть сразу на несколько компаний, в совокупности контролирующих больше половины рынка. За злоупотребление доминирующим положением таким компаниям придется платить штрафы в размере 2-4% от годовой выручки, пишут сегодня «Ведомости».

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила проект нового закона о конкуренции, который должен прийти на смену «морально устаревшему» закону от 1991 года. Копия законопроекта имеется в распоряжении «Ведомостей». Главным новшеством закона обещает стать новое определение «доминирующей компании». Сегодня к этой категории относятся компании, чья доля на рынке превышает 65%. Закон запрещает им устанавливать монопольно высокие или низкие цены, сокращать производство товара, на который имеется спрос, или продавать свой товар по разным ценам разным категориям потребителей. Эти нормы останутся и в новом законе, но сфера их применения существенно расширится.

Чиновники предлагают считать доминирующими каждую из трех компаний, в совокупности контролирующих более 50% рынка, или каждую из пяти компаний, контролирующих 70% рынка. Параллельно ФАС готовит поправки в Кодекс по административным правонарушениям, которые позволят службе штрафовать компании за злоупотребление доминирующим положением на 2-4% от годового оборота компании. «Сейчас мы не можем доказать ни соглашения, ни согласованного поведения двух-трех абсолютно независимых компаний, которые контролируют большую часть рынка и необоснованно повышают цены одновременно, — сетует начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. — Хотя это ничем не отличается от монопольного повышения цен». Например, в январе чиновники антимонопольного ведомства решили, что ММК и «Северсталь» виновны в ценовом сговоре, и предписали им понизить цены на стальную заготовку. Но «Северсталь» обжаловала это предписание в московском арбитражном суде и выиграла дело. В конце октября ФАС подала апелляцию.

Сейчас ФАС рассматривает несколько десятков дел по злоупотреблению монопольным положением, говорит Сушкевич. «После принятия закона изменится качественный состав дел, — прогнозирует он. — Мы сможем заниматься отраслями, на которые сегодня повлиять не в состоянии, несмотря на то, что от них сильно зависит вся экономика. Например, розничной торговлей бензином».

По новым правилам доминирующими окажутся большинство крупных отечественных компаний, предупреждают аналитики. «ФАС придется значительно расширить штат, — иронизирует Вячеслав Смольянинов из ФК «УралСиб». — Российская индустрия очень высоко концентрирована, практически в каждой отрасли есть доминирующие компании». Например, Магнитка, НЛМК и «Северсталь» контролируют более 90% рынка проката, в трубной отрасли доминируют Трубная металлургическая компания, Объединенная металлургическая компания и Челябинский трубопрокатный завод, а в алюминиевой — «Русал» и «СУАЛ». «Во многих регионах рынки сбыта нефтепродуктов полностью поделены между двумя-тремя компаниями», — констатирует Валерий Нестеров из «Тройки Диалог». «В телекоммуникации в каждой подотрасли и регионе есть три оператора, которые держат более 50% рынка», — добавляет Алексей Яковицкий из UFG.

Компании не ждут от новых правил конкуренции ничего хорошего. «Если ряду ведомств поставлена задача сократить ВВП, то все делается правильно», — говорит заместитель гендиректора НЛМК Антон Базулев. А президент крупнейшего российского сотового оператора — МТС Василий Сидоров объясняет бурное развитие мобильной связи в России полным отсутствием ценового регулирования. «Было бы очень обидно, если норма, которая задумывалась не под нас, ударит и по нам, — сожалеет Сидоров. — В мобильной связи консолидация необходима для привлечения ресурсов и капитала».

Юристы же пребывают в недоумении. «Практики судебных разбирательств (связанных со злоупотреблением доминирующим положением) не наработано, и во что выльются эти драконовские меры, думаю, не знают даже чиновники», — разводит руками управляющий партнер компании Legas Дмитрий Дякин. А по мнению нью-йоркского партнера Clifford Chance Майкла Нотона, то, что российские чиновники предлагают считать доминирующим положением (например, 60% рынка под контролем трех компаний), американские регуляторы скорее сочли бы здоровой конкурентной средой.


ИА Росбалт
26/10/2004 09:18:00
Оригинал материала
Архив:
«октябрь 2004 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    010203
04050607080910
11121314151617
18192021222324
25
26
2728293031
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"