|
|
|
|
|
|
СМИ о суде
НЕПОДЕЛЕННАЯ КУЛЬТУРА
Передача объектов культурного наследия в частные руки может начаться уже в 2005 году. В четверг правительство одобрило предложения главы Минкульта Александра Соколова, который считает, что иного способа спасти от разрушения архитектурные памятники нет. Не успев начаться, приватизация памятников уже привела к скандалу.
Министр культуры нарисовал ужасающую картину. Если в конце советской эпохи на охрану памятников тратилось 2,2 млрд руб. в год (в сопоставимых ценах), то сейчас всего несколько сотен миллионов, пишет "КоммерсантЪ". Поэтому лишь 15% памятников в хорошем состоянии и 20% в удовлетворительном. А 35% - в неудовлетворительном, 20% - в аварийном, 10% - в руинах. Из обсуждения следовало, что решить проблему только приватизацией памятников невозможно - желающих маловато. Так что надо изыскивать госсредства, иначе страна будет продолжать терять по три памятника культуры в год. По данным общественных организаций, на то, чтобы решить проблему полностью, нужно $50-60 млрд в год. Только на приведение в порядок документов требуется 12 млрд руб.
За последние два года на реставрацию памятников Минкульт собрал всего 12 млрд рублей, продолжают "Известия". В итоге ведомству пришлось спешно готовить законопроекты, позволяющие передавать архитектурные ансамбли и усадьбы частным владельцам. Но здесь возникла проблема. Минкульт не смог определить порядок такой приватизации. "Слово "приватизация" надо хорошо отмыть, чтобы снова им пользоваться", - отметил министр.
Схема приватизации памятников, предложенная Минкультом, проста. Все историко-культурные объекты поделены на три части: "черную", "красную" и "белую" книги. В "черную" занесли те памятники, которые нуждаются в капитальной реставрации - по существу из руин. Их планируют продавать в первую очередь. По замыслу Минкульта, владельцы руин получат впоследствии право на приобретение объектов из "красной" книги (их состояние не столь плачевно) и "белой", куда вошли памятники, сохранившиеся лучше других.
Естественно, управлять приватизацией Минкульт хочет сам. Для этого Александр Соколов намерен добиваться от премьера Михаила Фрадкова возвращения отобранных в ходе административной реформы функций контроля за старыми и новыми владельцами усадеб или театров. Однако этот вопрос в четверг правительству решить так и не удалось. Другие министерства и регионы, как оказалось, тоже не собираются упускать возможность поучаствовать в приватизации. Первый скандал на этой почве разразился в четверг прямо в Белом доме.
Пытаясь выяснить, кто должен платить за реставрацию памятников архитектуры, мэр Москвы Юрий Лужков и глава Минэкономразвития Герман Греф, похоже, не смогли договориться о главном - кому достанутся деньги от приватизации дворцов и усадеб, уже отреставрированных за счет столицы, отмечает "Время новостей".
Перепалка между заклятыми друзьями началась с выступления Германа Грефа, в котором он обвинил столичного градоначальника в "самозахвате" государственного имущества. По словам министра, "более полутора тысяч зданий, которые находятся в федеральной собственности, незаконно зарегистрированы в собственности Москвы". Г-н Греф заявил, что городу не принадлежит даже святая святых - здание мэрии Москвы на Тверской улице. Дабы не казаться голословным, глава Минэкономразвития вдарился в историю и сослался на подписанное Борисом Ельциным в начале 90-х годов постановление Верховного Совета РСФСР о том, что все памятники федерального значения автоматически объявляются федеральной собственностью.
Несмотря на то, что позиция г-на Грефа была далеко не безупречна с юридической точки зрения - точку в спорах о том, что же именно имели в виду депутаты и г-н Ельцин, Конституционный суд не может поставить уже три года, - Юрий Лужков не смог противопоставить министру ничего, кроме своих эмоций. Мэр опять начал упирать на то, что десять лет назад, когда памятники "лежали в руинах", федералам не было до них никакого дела. Когда же Москва отреставрировала их за счет своего бюджета, вложив в особняки десятки миллионов долларов, федеральные власти тут же потребовали вернуть недвижимость, аренда которой начала приносить высокий доход. Последним таким примером являются притязания центра на реставрируемый городом Манеж. По словам г-на Лужкова, Москва согласна передать часть исторических зданий в федеральную собственность, но с одним условием - компенсацией расходов города на реконструкцию. Мэр напомнил, что подобная процедура закреплена в федеральном законе, который, правда, до сих пор не введен в действие.
Однако предложение заплатить по счетам столичным строителям и реставраторам не устроило уже главного правительственного экономиста. Требуя даром отдать полторы тысячи спорных исторических зданий, Герман Греф заявил, что предусмотренная в законе неясная схема компенсации "может взорвать бюджетный процесс". Г-н Греф вспомнил и о другом действующем законе, в соответствии с которым регионы с будущего года не смогут тратить на содержание памятника федерального значения ни копейки из своего бюджета.
После этого у Юрия Лужкова уже окончательно сдали нервы. "Это абсурд! - заявил он, повышая голос. - С 1 января мы как субъект не имеем права ни копейки потратить на все то, что связано с работой памятников? А 2 января прокуратура придет и спросит, на каком основании ты тратишь на Моссовет? Ты не можешь ни копейки потратить даже на то, чтобы там мыть полы, потому что это здание - государственная собственность!"
Тут уж пришлось срочно выступать в качестве арбитра Михаилу Фрадкову. Попросив оппонентов "в эту плоскость не переходить и не усугублять", он согласился с предложением г-на Грефа сесть и во всем разобраться. "Сесть давно пора, - заявил вдруг премьер. И после паузы под смех подчиненных поправился: - В хорошем смысле". В итоге из-за споров о дележе столичных особняков важный вопрос о приватизации памятников как способе их спасения от неминуемого разрушения так и остался открытым. Тем более что одному из авторов этой идеи - питерскому губернатору Валентине Матвиенко - в разгар заседания пришлось срочно покинуть Белый дом и отправиться в Кремль, где ее ждал Владимир Путин. Однако премьер Фрадков, похоже, был доволен и отсутствием результата, поскольку жаркие споры так и не перешли в рукопашную. "Я ожидал худшего", - честно заявил он после заседания.
Договориться чиновникам будет непросто: спор о правах на некоторые столичные здания уже переместился в суд, отмечает газета "Ведомости". 26 октября арбитражный суд Москвы рассмотрит иск Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАФИ) к московскому правительству об отмене результатов конкурса на реконструкцию сгоревшего Манежа.
"Федеральное правительство старается присвоить те памятники, которые кажутся выгодными с точки зрения коммерческого использования. Почему-то никто не пытается опротестовывать собственность города на памятники и монументы, которые нельзя сдать в аренду", - возмущается пресс-секретарь московского мэра Сергей Цой.
Намерены федеральные власти проконтролировать и другой громкий проект - стройку на месте гостиницы "Москва". Как сообщили в комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы, сегодня комитет по поручению парламента направит в московское правительство запрос о том, кто и что будет строить на месте знаменитого отеля. Ответ депутаты ожидают получить в 15-дневный срок.
Позавчера во время визита в Брюссель Лужков обмолвился, что городские власти могут отказаться от планов строительства новой гостиницы на месте "Москвы" и оставить там площадь - настолько понравился мэру открывшийся пейзаж.
На сегодняшний день передачу памятников тормозят "нестыковки" в российских законах, подчеркивает газета "Известия". Еще в 2002 году Дума приняла закон "Об объектах культурного наследия", который разрешил частное владение памятниками архитектуры. Однако продавать такие памятники нельзя, потому что до сих пор не принят другой закон - разделяющий эти памятники на федеральные, региональные и муниципальные.
Предложение о приватизации памятников впервые прозвучало не на правительстве. В апреле 2004 года с инициативой разработать законопроект о приватизации исторических объектов выступила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Ее предложения наделали много шума. По словам губернатора, во время общения на эту тему с бизнес-элитой города, чьи офисы располагаются в арендованных дворцах, многие бизнесмены говорили ей, что если бы эти дворцы были в их собственности, они бы не боялись вкладывать в реставрацию средства. После этого Валентина Матвиенко поручила своим подчиненным разработать соответствующий законопроект.
Часть культурных объектов может не дожить до перехода в частные руки. В четверг Александр Соколов назвал здание Московской консерватории пороховой бочкой. Там, для усиления акустики между перегородками засыпан специальный состав, но он легко воспламеняется. Правительство поспешило выделить Минкультуры более 7 млн рублей на реставрацию.
Но вот из регионов добраться до Михаила Фрадкова сложнее. Наиболее вопиющее свидетельство бесхозности памятников архитектуры федерального уровня во Владимирской области - разрушение усадьбы Храповицкого в Судогодском районе. СМИ.ru
|
|
|
Архив:
|