Как стало известно “Ведомостям”, партнеры по компании “Совлинк” попросили Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника выйти из этого бизнеса. Те, впрочем, не спешат выполнять эту просьбу.
|
“Совлинк” раскрыл данные о своих бенефициарах в прошлом году. 100% компании принадлежат банку “Альба Альянс”. Банк наполовину контролируют совладелец ТНК-BP и “СУАЛа” Виктор Вексельберг и президент Access Industries Леонард Блаватник. Еще 50% владеют гендиректор “Совлинка” Дмитрий Пяткин, управляющий директор компании Александр Фрайман и депутат Госдумы и экс-президент “Альба Альянса” Игорь Анненский. По данным “Совлинка”, активы группы на конец 2003 г. достигли $185 млн, собственные средства – $45 млн (по стандартам US GAAP). |
|
Вексельберг и Блаватник стали бенефициарами “Альба Альянса” в 2002 г. по просьбе менеджеров инвесткомпании — “Совлинк” помогал ТНК по многим проектам, и банкиры рассчитывали с помощью новых партнеров расширить бизнес. Теперь менеджеры “Совлинка” просят Вексельберга и Блаватника продать свои доли, рассказал “Ведомостям” один из партнеров инвесткомпании.
“В последнее время отношения у партнеров не складывались”, — поясняет он. Предприниматель, владеющий активами в химической отрасли, утверждает, что между акционерами “Совлинка” разгорелся настоящий конфликт: “Вексельберг договаривался о чем-то, что казалось невыгодным менеджерам "Совлинка", и те просто не выполняли эти договоренности”. По его словам, бизнес “Совлинка” для возможной сделки оценили в $150 млн. Он приводит в пример ситуацию с принадлежащей “Совлинку” Единой торговой компанией (ЕТК), крупнейшим в России трейдером поливинилхлорида. Антимонопольная служба признала ЕТК монополистом и направила в арбитраж Москвы иск о ее ликвидации. Вексельберг предлагал урегулировать конфликт между ЕТК и ФАС и предложил от имени трейдера заключить мировое соглашение, но ЕТК продолжила судиться с ФАС. В качестве другого примера собеседник “Ведомостей” приводит торги за 44,9% золотодобывающего объединения “Лензолото” в 2003 г. Тогда, рассказывает он, Вексельберг пообещал совладельцу “Норникеля” Владимиру Потанину, что его структуры не будут претендовать на этот актив, а “Совлинк”, наоборот, долго торговался с “Норникелем”. Подтвердить информацию об этой договоренности в “Норникеле” не удалось.
Сотрудник “Реновы” (компании, управляющей активами Вексельберга) рассказывает, что Вексельберг и Блаватник не были довольны тем, как менеджеры управляют “Совлинком”, и предложили провести аудит. Менеджеры в ответ попросили акционеров продать их долю. “Ренова” не принимает это предложение всерьез. Сначала нужно разобраться с ходом дел в компании“, — говорит он и уточняет, что такой же позиции придерживается и Access Industries. Собеседник “Ведомостей” в “Ренове” подтверждает, что последней каплей стала история с ЕТК, а также разбирательства с вкладчиками разорившегося Первого городского банка (ПГБ). Вкладчики посчитали, что его операции с “Альба Альянсом” привели к банкротству ПГБ, и на основании того, что совладельцем “Альба Альянса” является Вексельберг, пытались арестовать принадлежащие ему яйца Фаберже.
Глава аналитического департамента “Совлинка” Майкл Бобошко не стал комментировать ситуацию. “У меня нет информации о разногласиях [между акционерами]”, — сказал он. Связаться с Фрайманом и Пяткиным “Ведомостям” не удалось. По словам Бобошко, сделки со структурами Вексельберга и Блаватника составляют “намного меньше 50% бизнеса “Совлинка”. Источник, близкий к акционерам ТНК-BP, утверждает, что раньше этот показатель был больше, ведь Вексельберг и Блаватник “давали бизнес” “Совлинку”.
Замгендиректора инвесткомпании “Метрополь” Андрей Руденко полагает, что в случае ухода Вексельберг и Блаватник, скорее всего, уведут у компании “свою” часть бизнеса. По оценке Руденко, эта часть “значительная, но не критическая”. “У всех российских ФПГ есть собственные финансовые структуры, и Вексельберг и Блаватник без труда смогут купить или создать новую. А "Совлинку" придется искать новых клиентов”, — заключает управляющий директор “ЦентрИнвест Груп” Дэн Рапопорт.