Советская армия, как пелось в песне, была всех сильней. Правда, в произведении утверждалось, что непобедимыми мы были на поле боя. Российскую армию такой уже не считают. Однако есть еще у нынешних военных порох в пороховницах. И песню можно немного дополнить: "Российская армия всех сильней, суды и ФАС – ей не указ".
Это мы о скандале, связанном с Военно-мемориальной компанией, которая благодаря директивам Министерства обороны стала монополистом на рынке захоронений военнослужащих и ветеранов Великой Отечественной войны. И пусть правопреемница Министерства по антимонопольной политике – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнаружила в директивах МО нарушения закона о конкуренции, и пусть суды подтвердили обоснованность претензий ФАС, монополист остался. Кстати, Министерство обороны пытается оспорить решение суда о том, что соглашение ВМК и МО нарушает закон "О конкуренции" (рассмотрение кассации военных начнется 14 октября). А пока суд рассматривает жалобу, на смену директивам пришли устные приказы.
Но сначала немного истории. В 1994 году правительство РФ утвердило постановление № 460, согласно которому родственники ветеранов Великой Отечественной войны и сотрудников силовых структур, умерших после 1992 года, имеют право на изготовление и установку памятника (до 12 тысяч рублей) за счет государства. Решающим звеном в цепочке стали военкоматы. Именно они определяют право на возмещение расходов организациям или частным лицам, которые берут на себя установку надгробий. В 1999 году Минобороны провело конкурс на размещение госзаказа по оказанию услуг на изготовление и установку надгробных памятников погибшим военнослужащим. Победителем стало ЗАО "Военно-мемориальная компания" (ВМК), которое заключило с Минобороны соответствующий договор. Затем Минобороны разослало в округа, областные и городские военкоматы директиву, в которой местным начальникам предписывалось заключать договора о погребении военнослужащих только с компаниями, которые заключили договор с Минобороны. Естественно, такой договор заключила только ВМК.
Надо ли говорить, что значит для какого-нибудь районного комиссара директива Министерства обороны? Местные начальники "взяли под козырек" и захоронениями военнослужащих в регионах начала заниматься только ВМК. Конкурентов и на пушечный выстрел не подпускали. А представительства ВМК в субъектах страны росли как грибы после дождя. Причем, большинство представительств располагалось в военкоматах, а на стенах повесили плакаты, рекламирующие деятельность ВМК. Затем областные комиссары запретили своим подчиненным производить выплаты за установленные памятники любым другим компаниям, кроме "Военно-мемориальной". Поэтому фирмы-конкуренты вынуждены были начать оформлять памятники через местный филиал ВМК. По неофициальной информации, которой располагают "Известия", за право работать на рынке фирмы отдают ВМК по 4 тысячи рублей "комиссионных" с каждого заказа. Арифметика проста: на памятник ветерану войны государство выделяет до 12 тысяч рублей, следовательно, реально на памятник идет всего 8 тысяч. Хотя граждане и этому рады - они считают, что памятник бесплатно установило государство.
А, к примеру, в Воронеже развернулась настоящая борьба за право хоронить ветеранов войны. "Извините нас, но об этом печальном событии каждому из нас приходится когда-то думать" - такие письма военные пенсионеры Воронежа получили от Военной мемориальной компании. В них уже сегодня адресатам предлагают задуматься о смерти. В послании сообщалось, что правительство все больше внимания уделяет социальной защите ветеранов войны и значительно увеличивает суммы на достойные проводы в последний путь защитников Отечества. Поэтому ветеранам предлагали уже при жизни заключить с ВМК договор на проведение ритуальных услуг. А от желания выполнить директиву Минобороны, местные военные совсем потеряли здравый смысл. В том же Воронеже местный военком упрекал подчиненных, что в Воронежской области самая маленькая смертность среди военных пенсионеров в Московском военном округе, и ВМК не выполняет план по изготовлению надгробий.
Ситуацией с главным могильщиком российской армии заинтересовалось Министерство по антимонопольной политике. В действиях военных антимонопольщики усмотрели нарушения закона о конкуренции и предписали их устранить. 17 июня Арбитражный суд Москвы подтвердил законность предписания Федеральной антимонопольной службы России в отношении Минобороны РФ и ЗАО "Военно-мемориальная компания". Но военные подали кассацию и ждут 14 октября, когда она будет рассмотрена.
А пока они ждут, естественно, суд и ФАС армии не указ. К примеру, в том же Воронеже, после вынесения решения суда в июне начальник воронежского ФАС Виталий Попов заявил "Коммерсанту", что фирмы, которым военный комиссариат отказал в оплате, подают иски о возмещении затрат. А фирмы, ставшие поневоле подрядчиками ВМК, разорвут с ней отношения. Однако его слова опровергают сами директора этих фирм. Как признался "Коммерсанту" руководитель ООО ПКФ "Орлан" Николай Спирин, его фирма не будет разрывать договор подряда с "Военно-мемориальной компанией". По словам Спирина, ни предписание ФАС, ни решение арбитражного суда "не сломает действующую систему", поскольку районным комиссариатам дан негласный приказ лоббировать интересы "Военно-мемориальной компании". "Чтобы ни решил арбитраж, бабушки все равно будут идти с документами в военкомат. И если я откажусь от сотрудничества с ВМК, то завтра разорюсь. Вот если бы Калашников (военный комиссар Воронежской области. – Прим. Дни.Ру) сказал своим подчиненным: работаем по закону — тогда можно было бы отказаться от сотрудничества с "Военно-мемориальной компанией", — пояснил свою позицию Спирин.
Взять комментарий у представителей ВМК Дням.Ру не удалось. В приемной компании сказали, что руководства нет на рабочем месте, а больше ситуацию пояснить никто не сможет.