Чем ближе срок окончания работ по восстановлению Манежа, тем более ожесточенной становится борьба за право собственности на памятник.
Как раз к тому времени, когда должна быть завершена самая затратная часть работ -- реконструкция фундамента и воссоздание уникальных деревянных перекрытий Августина Бетанкура, в
арбитражном суде Москвы состоятся первые слушания по иску о передаче Манежа в федеральную собственность. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАФИ) обратилось в арбитражный суд, требуя аннулировать итоги проведенного Москвой конкурса по отбору генподрядчика на восстановление Манежа. Мотив истцов прост: этот памятник архитектуры находится в федеральной собственности.
Первым официальную реакцию правительства Москвы на иск федералов сформулировал пресс-секретарь мэра Сергей Цой. «Это чистой воды грабеж! Правительство Москвы всегда спокойно и взвешенно относилось к спорам вокруг принадлежности тех или иных объектов, однако в данном случае факт, что называется, налицо», -- заявил он. Г-н Цой пояснил, что выставочный зал был установленным порядком зарегистрирован в собственности города и внесен в Единый государственный реестр еще 29 августа 2001 года. «Когда велись работы по тушению огня, никто не ставил под сомнение право собственности города на это здание!» -- завил главный рупор мэрии.
Во вторник вечером свое веское слово сказал и сам градоначальник. «Манеж принадлежит городу и зарегистрирован как собственность города Москвы. Когда Манеж сгорел, не было никаких федеральных агентств, и город взял на себя расходы, чтобы, по сути, построить Манеж заново. Мы сделали проект по его восстановлению, а теперь это федеральное агентство решило, что пора возвращать его в федеральную собственность. Ничего у них не получится», -- заявил Юрий Лужков, отвечая на вопросы журналистов.
Естественно, такого же мнения придерживается и глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. «Попытки объявить Манеж федеральной собственностью не будут иметь успеха, -- заявил он, добавив: -- Когда Манеж сгорел, кто только в столичном правительстве ни обвинялся в потере этого памятника истории и культуры. Теперь же, когда объект на выходе, -- вдруг такие заявления! Некрасиво!»
Возмущение столичных властей можно понять -- на реконструкцию выставочного зала из городского бюджета выделено более 30 млн долл., которые вряд ли удастся вернуть, если Манеж уйдет в федеральную собственность. Примечательно, что руководители Федерального агентства по управлению федеральным имуществом пока воздерживаются от комментариев. Как объяснили корреспонденту «Времени новостей» в агентстве, ни глава ведомства Валерий Назаров, ни его заместитель Дмитрий Аратский не будут отвечать г-ну Лужкову. Во всяком случае до тех пор, пока не выйдет с больничного инициировавший судебное разбирательство глава территориального управления ФАФИ по Москве.
Впрочем, позиция агентства, которая будет отстаиваться в суде, сформулирована в самом исковом заявлении. По данным ФАФИ, в марте 2001 года, незадолго до регистрации Манежа в собственности Москвы, Минимущества и Минкультуры России совместным решением закрепили здание Манежа за федеральным Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры. Агентство права собственности никому не передавало. Следовательно, по логике истцов, продолжает являться собственником выставочного зала.
Точку в этом «споре хозяйствующих субъектов» поставит суд. Слушания назначены на 26 октября, однако каким будет решение суда, возможно, станет известно заранее. Дело в том, что попытки федералов прибрать к рукам Центральный выставочный зал начались не сегодня. На следующий же день после пожара, выступая по телевидению, глава Государственного института искусствознания Алексей Комеч заявил, что планы воссоздания Манежа, озвученные мэрией Москвы, не имеют соответствующих согласований в федеральных органах власти. По его словам, проект реконструкции должен утверждаться в Министерстве культуры, так как «Манеж является федеральным памятником».
В ответ правительство Москвы потребовало опровержения, подав в суд иск к г-ну Комечу и телеканалу «Россия» о защите деловой репутации. Возможно, уже на следующем заседании по этому делу, которое состоится 12 октября, суд наконец определит, кто имеет право решать судьбу Манежа. А уж потом -- кто будет его реальным владельцем.