В конфликт Российского авторского общества (РАО) и Российского общества авторов и иных правообладателей (РОАП) вмешалась Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ).
Конфликт не пустяковый: цена вопроса – $100–200 млн, именно таков, по некоторым оценкам, потенциальный рынок авторских прав. Если РАО победит, оно станет монополистом на этом рынке.
Авторские общества объединяют композиторов, музыкантов и других правообладателей и занимаются сбором и распределением гонораров для своих членов.
Организации получают с авторов комиссию от 10 до 20%, осуществляя так называемое коллективное управление правами. Гонорары отчисляют телекомпании, театры, радиостанции и прочие организации, использующие музыку, тексты и другие произведения.
РАО объединяет 17 тыс. авторов, и в 2003 году собрало около $24 млн. 23 августа в
Московском арбитражном суде начались слушания по иску РАО, требующего признать ничтожным соглашение телекомпании ВГТРК и РОАП. Юристы РАО также требуют запретить деятельность своих конкурентов из РОАП.
Конфликт между РАО и РОАП (в состав которого вошло бывшее руководство РАО), связанный с ВГТРК, возник в начале 2004 года.
Телекомпания, до этого перечислявшая РАО около 2% своего дохода за использование в телеэфире музыкальных произведений, заключила соглашение с РОАП, предложившей более выгодные условия.
Представители РАО тогда заявили, что «от РОАП авторы денег не дождутся, поскольку у них нет договоров с нашими авторами», и подали на ВГТРК в суд от имени нескольких композиторов – членов РАО, в том числе Юрия Антонова и Давида Тухманова.
Адвокаты РОАП убеждены, что под видом расторжения соглашения с ВГТРК РАО фактически оспаривает саму возможность существования альтернативных ему авторских обществ.
Теперь в конфликт решила вмешаться Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ). «Это колоссальная проблема, – заявил «Газете.Ru» президент НАТ Эдуард Сагалаев. – Никто не запрещает создавать свои общества по защите авторских прав. Но есть Российское авторское общество (РАО), которое признано и у нас, и международным сообществом, и с которым заключили договора подавляющее большинство авторов, композиторов, актеров и так далее. Телекомпании платят через них, вернее платили, пока не возникла другая организация, которая сказала: «Теперь это будем делать мы». А это колоссальные деньги. Мы не можем не вмешаться, когда видим, что рушится с трудом созданная система оплаты авторских прав».
Таким образом, многих – в том числе в профессиональной среде – устраивает наличие на рынке монополиста. «Мы хотели бы иметь дело только с одной компанией, которая бы занималась защитой авторских прав. Сейчас их порядка 24 – никакой рынок не выдержит такого количества», – сказала исполнительный директор НАТ Ольга Щербакова.
По ее словам, теле- и радиокомпании вынуждены распылять свои силы и вести сложную бухгалтерию, работая со множеством организаций по авторским правам. «Деятельность этих организаций так непрозрачна, что вещатели не знают, доходят ли выплачиваемые гонорары адресатам», – уточнила Щербакова.
В том числе и для решения этого вопроса Национальная ассоциация телерадиовещателей выступила одним из учредителей клуба юристов, в который войдут юридические службы крупнейших телеканалов и радиостанций. Войти в наблюдательный совет клуба уже дали согласие глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, советник президента Михаил Лесин, президент НАТ Эдуард Сагалаев.
«Юристы просто устали от того, что их начальники, юридически безграмотные люди, дают им противоречивые указания, – пояснил «Газете.Ru» смысл новой организации президент НАТ Эдуард Сагалаев. – Есть насущные вопросы: новый закон о СМИ, мелкие коллизии, возникающие по ходу дела. Клуб будет собираться, рассматривать эти вопросы и решать, что делать. Там собрались очень грамотные люди: Дмитрий Орлов («Первый»), Зоя Матвеец (ВГТРК), Елена Дмитриева (ТВЦ) – они корифеи в сфере СМИ».
01 СЕНТЯБРЯ 15:03