Дайджест газеты "Ведомости" за 26 августа 2004 года.
Строители теряют прибыль
Прибыль предприятий почти во всех отраслях растет, и только строители зарабатывают все меньше, утверждает Федеральная статслужба. По ее оценкам, за первое полугодие чистая прибыль строительных предприятий снизилась на 20%. Этот отчет всерьез обеспокоил правительство: профильным министерствам поручено разобраться в причинах неожиданного упадка в отрасли.
"Пока не проведены детальные расчеты, мы не можем сказать, есть ли тенденция к ухудшению ситуации [в отрасли]", - говорит начальник отдела строительной политики департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго Сергей Малышев. Эти расчеты, а также, если понадобится, и предложения по исправлению ситуации ведомство Виктора Христенко должно подготовить к 10 сентября.
У самих строителей и девелоперов нет единого мнения по поводу данных статслужбы. Кто-то объясняет убытки деятельностью мелких компаний, кто-то кивает на сезонный фактор. Но пресс-служба московского стройкомплекса как раз вчера заявила о том, что "ни объективных, ни субъективных предпосылок для кризиса на рынке недвижимости не существует" и цены на жилье в столице будут повышаться.
Чечня почти определилась
Весной следующего года чеченское руководство рассчитывает подписать договор о разграничении полномочий между республикой и Федерацией. Проект договора имеется в распоряжении "Ведомостей". В нем предусмотрена передача объектов ТЭКа из федеральной собственности в республиканскую и направление в течение пяти лет всех собранных на территории Чечни средств от налогов и сборов исключительно на ее нужды.
В проекте также оговаривается право Чечни привлекать иностранные кредиты. Для этого, по словам Джабраилова, республика должна получить возможность открывать свои представительства за рубежом, они займутся "повышением инвестиционной привлекательности [Чечни]".
Алексей Макаркин из Центра политических технологий сомневается, что чеченским властям удастся привлечь европейские инвестиции, а вот "на деньги арабов они вполне могут рассчитывать". Эксперт вспоминает, что "Ахмад Кадыров вел переговоры с предпринимателями из Сирии и Иордании".
У "ЮКОСа" появился заступник
"ЮКОС", обвиненный МНС в сокрытии налогов на миллиарды долларов, неожиданно нашел поддержку у Федеральной службы по финансам и рынкам (ФСФР). Регулятор рынка советует чиновникам быть осторожнее, поскольку "ЮКОС" должен остаться "торгуемой бумагой", а его банкротство негативно скажется на всем российском фондовом рынке.
Пресс-секретарь премьер-министра Михаила Фрадкова Александр Жаров не стал комментировать заявления ФСФР. А другой правительственный чиновник был удивлен активностью службы.
По словам председателя ФСФР Олега Вьюгина, ФСФР и не сверяла свою позицию с кем-то из руководителей правительства, хотя не считает, что "расходится с кем-то". "Никто ведь официально в государстве не декларировал о развязывании компании против "ЮКОСа", - рассуждает Вьюгин. - Каждое из ведомств действует как может. А мы говорим в этой ситуации, что можно поступить несколько по-другому, не обязательно все арестовывать. Здесь нет чего-то особенного".
А чиновник одного из профильных министерств связывает заявление ФСФР с тем, что изменилась стратегия президентской администрации в отношении "ЮКОСа", особенно что касается продажи "Юганскнефтегаза", об интересе к которому заявляли китайцы.
Новая приманка
Иностранные автогиганты, лоббировавшие снижение тарифов на ввоз в Россию автокомпонентов, могут быть довольны. Минэкономразвития готово снизить пошлины на запчасти для промышленной сборки с 10% до 3%, если инициировавшие этот шаг чиновники Минпромэнерго смогут сформулировать на бумаге, чем эти автокомпоненты отличаются от всех прочих.
Льгота коснется лишь тех, кто использует запчасти для промышленной сборки машин. По идее, это подтолкнет иностранные компании к открытию производств в России. Ранее чиновники ряда федеральных министерств утверждали, что снижения пошлин на автокомплекты требовал Volkswagen. Концерн собирается открыть сборочное производство автомобилей Bora в подмосковном Ступине. В российском представительстве Volkswagen инициативу Минпромэнерго вчера комментировать отказались. А российские автопроизводители надеются, что за счет снижения пошлин смогут привлечь новых иностранных партнеров.
Дальше поедут только "Жигули"
Глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев обещал вернуть лицензию по крайней мере одной из 151 компании, лишившихся лицензий на прошлой неделе. Он сдержал слово: единственным счастливчиком стала самарская компания "Жигули" (в 2003 г. она собрала 2,8 млн руб. взносов - 975-е место). Многие ее коллеги, считающих себя незаслуженно обиженными, намерены обжаловать отзыв лицензий в суде.
Ломакина-Румянцева иски не пугают. По его словам, ФССН запросто готова посудиться со всеми желающими. А прецеденты уже были. Так, Второе страховое общество добивалось восстановления лицензии целых четыре года. По словам гендиректора компании Александра Лесова, лицензия была отозвана в марте 2000 г. за недостаток капитала. Компания тогда переехала в другой офис, а предписание об увеличении капитала вернулось в страховой надзор без уведомления о вручении адресату. Но это не помешало регулятору отозвать лицензию.
В 2001 г. Московский арбитражный суд постановил вернуть лицензию Второму страховому обществу. Однако, по словам Лесова, страховой надзор три года игнорировал решение суда: "Они делали вид, что нас не существует". По его словам, компания все это время продолжала заключать договоры страхования. Второму страховому обществу пришлось обратиться в суд с жалобой на бездействие надзорного органа, и только 7 апреля 2004 г. решение суда было выполнено. Но компании не удалось нормально проработать и полгода. Второе страховое общество оказалось в числе 151 компании, у которой ФССН отозвала лицензии.
"Диалог" с ЦБ закончен
Центробанк направил ходатайство в суд о признании банкротом "Диалог-Оптима". Этот банк стал крупнейшим и единственным многофилиальным банком, пострадавшим в результате кризиса.
В первый день работы временной администрации клиентов банка вышел успокаивать бывший зампред правления банка Руслан Гусаев. Он уверял вкладчиков, что "Диалог-Оптим" должен быть ликвидирован, а не признан банкротом, ведь его активы превышают обязательства на $20 млн и денег должно хватить на всех кредиторов.
Но оценка финансовых возможностей банка его бывшим руководством разошлась с мнением ЦБ. Как сообщили "Ведомостям" в пресс-службе арбитражного суда Москвы, Банк России направил в суд ходатайство о признании банка "Диалог-Оптим" банкротом.
По мнению руководителя банковского направления Moody's Interfax Михаила Матовникова, долги "Диалог-Оптима" могли существенно вырасти, когда банк не работал в нормальном режиме. "Не стоит забывать, что окончательное решение принимает суд на основании информации, предоставленной временной администрацией, - напоминает он. - Нельзя исключать, что "Диалог-Оптим" не будет признан банкротом".
Отзывчивое авто
МТС и Sony порадовали водителей. Вчера сотовый оператор МТС представил новую информационно-охранную систему "АвтоМобил", которая предлагает превратить мобильный телефон в гибрид электронного брелока-ключа и пульта дистанционного управления для автомобиля. При попытке угона или другой внештатной ситуации на мобильный телефон поступает SMS-сообщение. Через SIM-меню с помощью SMS пользователи могут и управлять некоторыми функциями автомобиля - например, блокировать противоугонную систему, заводить или останавливать мотор, открывать окна машины. Первый вице-президент МТС Михаил Сусов назвал даже примерную стоимость комплекта "АвтоМобил". А вот конкуренты МТС считают, что оператор не предложил рынку ничего нового.
А корпорация Sony вчера продемонстрировала систему систему трехмерной мультимедийной навигации XYZ, с помощью которой водитель может наблюдать на мониторе в машине трехмерную модель окружающей местности. Со стороны все это выглядит как компьютерная игра - автогонки. Впрочем, сейчас такая система работает только в Японии - там нынешним летом начали продавать комплекты XYZ за $2500. Ассистент по маркетингу по автомобильной электронике Константин Николаенко считает, что в ближайшие пять лет этот прибор в России не появится из-за законодательных ограничений на использование в стране карт необходимой для XYZ точности.