Об авторе: Дмитрий Викторович Яниц - доктор экономических наук. |
|
Твердое намерение приставов продать основной добывающий актив ЮКОСа – компанию «Юганскнефтегаз», а главное, условия продажи и обстановка, в которой это намерение было заявлено, поставило точку в моих размышлениях о том, чем в действительности является «дело ЮКОСа». В разное время мне казалось, что это либо большая политика, либо чисто экономический скандал, либо даже личная обида представителей нынешней российской власти на богатого и успешного предпринимателя. Ни то, ни другое и ни третье.
Все теперь видится гораздо проще. Просто инициаторы «дела ЮКОСа» окончательно поняли, что соблюдение законов, забота об инвестиционном климате страны и международном реноме только мешают прийти и забрать приглянувшуюся собственность. В противном случае трудно объяснить, почему приставы, вместо того чтобы арестовать активы первой очереди, а именно 20% акций одной из крупных нефтяных компаний России, принадлежащих ЮКОСу, упорно из раза в раз, вопреки решению судов, арестовывают акции «Юганскнефтегаза».
Теперь я для себя четко разделяю «дело Ходорковского» – руководителя и человека, который, возможно, требует наказания, и «дело ЮКОСа» – процедуру уничтожения крупнейшей частной компании России, дающей рабочие места тысячам человек, обеспечивающей львиную долю притока тех самых «нефтедолларов», без которых экономика России не может существовать.
Мне понятно, кому невыгодно уничтожение ЮКОСа. Невыгодно бюджету – даже если в результате распродажи активов ЮКОСа удастся погасить долги, перестанет существовать крупнейший налогоплательщик и государство не сможет в дальнейшем получать налоги. Невыгодно людям – на улице окажутся несколько тысяч работников ЮКОСа. Невыгодно «нефтяной экономике» – в условиях роста цен нефть на мировых рынках государству выгоднее добывать и экспортировать больше сырья, а проблемы у ЮКОСа могут привести к сокращению добычи. Невыгодно с точки зрения внешней экономики – дефолт по обязательствам самой крупной нефтяной компании не лучшим образом сказывается на кредитном рейтинге России. Невыгодно фондовому рынку – из-за краха ЮКОСа падают биржевые индексы, за ЮКОСом валятся котировки всех «голубых фишек».
Хотя последнее обстоятельство не так однозначно. В результате периодически появляющейся на фондовом рынке информации то о «светлых», то о «темных» полосах в «деле ЮКОСа» не только акции самой компании, но и весь фондовый рынок прыгает то вверх, то вниз. Понятно, что чиновники – обладатели инсайдерской информации могут заработать миллионные состояния.
«Дело ЮКОСа» не имеет никакого отношения к «установлению справедливости», «торжеству законности» или «наведению порядка в налоговой сфере» – старт ему был дан по запросу депутата ГД третьего созыва Владимира Юдина. Точно такой же запрос, того же самого депутата, по точно таким же основаниям, но поданный против другой нефтяной компании не вызвал никакого движения со стороны прокуроров и налоговиков.
Чтобы ускорить движение собственности от прежних хозяев к новым, компанию просто положили под колеса судебно-государственной машины, лишив даже права защищаться. В Московском арбитражном суде с мая находится на рассмотрении иск НК ЮКОС к МНС о признании недействительным решения МНС о взыскании денежных средств. До настоящего момента этот иск не рассмотрен по существу. Между тем наличие этого иска, согласно АПК РФ, не позволяло вынести решение по существу о взыскании с указанной компании денежных средств, поскольку в случае признания ненормативного акта, а именно решения МНС недействительным взыскание производиться не должно.
Примечательно, что под административным и информационным давлением оказались только те участники «дела ЮКОСа», которые занимаются иском в защиту компании. В процессе признания недействительным решения министерства сменились уже три судьи. Первая судья Наталья Чебурашкина приняла определение в порядке статьи 199 АПК РФ о приостановлении действия решения, за что была отведена. Вторую судью Ольгу Михайлову после месяца ознакомления с материалами дела вынудили отказаться от участия в процессе (взять самоотвод) под давлением руководства Московского арбитражного суда и СМИ. В то же время иски налоговых органов к ЮКОСу рассматриваются со скоростью, не соответствующей закону. На днях, например, с многократным (как считают эксперты) нарушением АПК РФ в апелляционном суде г. Москвы было отменено решение Московского арбитражного суда о признании недействительными действий приставов по аресту акций «Юганскнефтегаза». С момента вынесения решения судом первой инстанции до отмены его апелляционным судом прошло всего 12 дней. У заявителя к этому времени, т.е. к 18 августа, не было даже полного текста решения суда первой инстанции. Апелляционный суд г. Москвы с нарушением всех действующих норм АПК РФ 11 августа 2004 года принял к производству апелляционную жалобу МНС от 9 августа без изготовления полного текста судебного акта суда первой инстанции и самого дела и, возбудив производство по апелляционной жалобе, назначил дело к судебному разбирательству на заседании девятого арбитражного апелляционного суда в столь усеченные сроки. Естественно судом решение суда первой инстанции было отменено и действия судебного пристава признаны «законными». Похоже, к сентябрю, когда суд начнет разбираться с жалобой самого ЮКОСа и попытается выяснить, правильно ли действовало МНС, компании просто не станет.
Процессуальные нарушения, допущенные в ходе рассмотрения «дела ЮКОСа», показывают, что главной целью властей является уничтожение компании. Но это только с первого взгляда кажется, что и судебные власти действуют по принципу «так не достанься же никому!». На самом деле за этими действиями скорее всего стоят вполне конкретные финансовые интересы конкретных структур.
Власть обещала, что в России не будет национализации и не будет нового передела собственности. Но если проданный за десятую часть своей стоимости «Юганскнефтегаз» окажется под контролем государства, то это будет означать отмену приватизации, а если достанется кому-то из олигархов – это будет самым настоящим переделом собственности.
Кстати, власть не случайно торопится провести уничтожение ЮКОСа летом – пока большая часть населения страны, в том числе журналисты и правозащитники, не могут не просто серьезно повлиять на общественное мнение, но и просто своевременно сообщить о происходящем. Кроме того, за насущными проблемами, которые появятся у людей в связи с принятием пакета законов о льготах и компенсациях, проблемы ЮКОСа пока не интересуют население страны. Хотя именно стабильная работа таких предприятий, как ЮКОС, способна дать возможность повысить бюджетникам зарплату и вывести их из нищенского существования. Когда же все поймут, насколько это серьезно, будет уже поздно.