Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

КАК СПАСТИ РОССИЙСКИЙ ХИМПРОМ?

Конфликт в сфере производства хлора и каустика может вызвать опасную «цепную реакцию»

19 августа 2004 года в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ состоялся «круглый стол» на тему «О регулировании рынка каустической соды и поливинилхлорида суспензионного и мерах по его развитию».

Стратегическая продукция
Участники «круглого стола» (в их числе - представители крупнейших производителей и потребителей каустика, а также представители ТПП, Федеральной антимонопольной службы, Министерства промышленности и энергетики РФ) пришли к выводу о том, что сегодня химическая отрасль России отягощена проблемами, требующими согласованного решения - в противном случае в ближайшее время последует неизбежное снижение темпов развития химической промышленности, может остановиться ряд крупных производств, чья продукция имеет важнейшее стратегическое значение и обеспечивает национальные интересы страны. Дело в том, что важную роль в структуре российского химического производства играет производство хлора и сопутствующего продукта - каустической соды. Хлор и каустик являются важнейшими компонентами при производстве многих видов продукции химического производства (77,5% от общего потребления хлора), кроме того, одним из важнейших потребителей хлора является целлюлозно-бумажная промышленность (9,4%) и химводоочистка (9,1%). Основными производителями хлора в России в последние годы были ЗАО «Каустик», г. Стерлитамак (19,4% суммарного производства хлора), ОАО «Каустик», г. Волгоград (15,4%), ОАО «Саянскхимпласт», г. Саянск (9,9%), ОАО «Химпром», г. Волго-град (8,2%).
Сегодня на внутреннем рынке РФ ощущается дефицит хлора, а вот потребление каустической соды остается на прежнем уровне, что вызывает проблемы со сбытом. Каустик (едкая щелочь) - непременный избыточный сопутствующий продукт при производстве хлора, так что на 1 т произведенного хлора приходится 1,1т каустика. Наличие непроданного излишка каустика на предприятии неизбежно тормозит производственный процесс и грозит его полной остановкой. Следует отметить, что хлорная промышленность является энергоемкой отраслью, где расходы на электроэнергию в первую очередь определяют цену продукта, поэтому практически во всем мире (но не в России) для нее действуют собственные льготные тарифы на энергоносители. В России же постоянный рост тарифов на электроэнергию и транспорт приводит к росту себестоимости продукции, так что производство хлора оказывается за гранью экономической рентабельности. Отсутствие прибыли не позволяет предприятиям проводить необходимую модернизацию производства с целью снижения затрат. В настоящее время на российских предприятиях в лучшем случае используется технология двадцатилетней давности (а обычно - 40-летней), в то время как во всем мире она продолжает совершенствоваться. Уже треть мирового производства хлора осуществляется с использованием новой прогрессивной мембранной технологии, а в России за последние 20 лет не было проведено ни одной реконструкции производства, не говоря уже о строительстве новых мощностей. В Европе государство финансирует переоборудование таких опасных предприятий (хлор - чрезвычайно токсичный продукт), разрабатывает специальные программы по переходу на более эффективные технологии, существуют национальные и международные объединения производителей хлора и каустика, совместными усилиями отстаивающие интересы данной отрасли, в России же ничего подобного пока что, увы, нет.
Итак, накопление избытка каустической соды в России создает угрозу остановки производства хлора при том, что импорт и транспортировка этого высокотоксичного опасного продукта крайне затруднены. Дело в том, что как крайне опасное и уязвимое для террористических атак вещество, хлор во многих странах запрещен к трансграничным перевозкам. Остановка производства хлора и каустика способна привести к параличу значительной части народного хозяйства России. Без каустика будет вынужденно остановлено производство целлюлозы и бумаги, текстиля, цветных металлов, мыла и других моющих средств, буровых растворов и многого другого. Произойдет паралич всей органической и неорганической химии, где каустик применяется понемногу, но повсеместно. Без хлора будет парализовано не только производство ПВХ, но и городское коммунальное хозяйство, включая жизненно важную для населения очистку питьевой воды, остановится производство средств обеззараживания, текстильное производство, где хлор используют в качестве отбеливателя, и, естественно, значительная часть хлорорганического синтеза, включая производство пластмасс, органических растворителей, пестицидов и лекарственных субстанций. То есть остановка такого малозаметного на первый взгляд сектора производства, как производство хлора, может привести в масштабах страны к катастрофическим последствиям, и такая угроза должна рассматриваться как угроза национальной безопасности государства. В ситуации, когда прибыльность хлора остается на постоянном низком уровне, перепроизводство каустика и трудности с его реализацией при существовавших на рынке ценах создали угрозу остановки всего хлорощелочного производства.

Временный выход
Снижение рентабельности хлорной химии в условиях значительной изношенности основных фондов производства (до 70%) ограничивает возможности для модернизации и внедрения новых, более совершенных и экономичных технологий. Затоваренность каустиком на предприятиях-производителях приобретала такие масштабы, что перед ними встала неприятная альтернатива: объединяться в клуб производителей и пытаться совместными действиями регулировать цену или снижать производство путем «временных» остановок производства. Пока что они пошли по первому пути, заключив договоры с ОАО «Единая торговая компания» (ЕТК), ставшей фактически монопольным перекупщиком каустика и поливинилхлорида суспензионного (ПВХ-С). ЕТК была создана в июле 2003 года по вполне прозрачным экономическим соображениям. За месяц до того Китай ввел антидемпинговые 80-процентные пошлины против производителей поливинилхлорида в России. У завода «Саянскхимпласт», расположенного на границе с Китаем, был только один выход - перевести поставки в европейскую часть России. В условиях перепроизводства ПВХ поставки сибиряков на внутренний рынок привели бы к опасному снижению цен и настоящей ценовой войне. Тогда-то и появилась идея создать «Единую торговую компанию» и предотвратить катастрофу. Коль скоро все крупнейшие производители ПВХ являются одновременно и производителями каустической соды, ЕТК со временем получила эксклюзивное право закупок у основных производителей всей продукции - сначала ПВХ, а потом и каустика.
Производители каустика сбывали 100% своей продукции ЕТК, а она уже занималась реализацией данного продукта как на внутреннем, так и на внешнем рынке, причем прибыль, получаемая на внутреннем рынке, позволяла компенсировать убытки от экспорта (а без него невозможно было избавиться от излишков каустика). Картельного договора как такового при этом не было, так как между ЕТК и производителями заключаются обычные договоры купли-продажи: ЕТК на собственные деньги выкупает у них продукцию. В результате деятельности ЕТК в 2004 году ситуация на рынке каустика в России была стабилизирована - за счет увеличения цен на внутреннем рынке удалось сбыть неликвидные прежде избытки продукции (значительная их часть была направлена на экспорт), что позволило производителям существенно облегчить свое положение. Тем самым отрасль была спасена, удалось избежать катастрофического сценария развития событий. Как было неоднократно отмечено в ходе дискуссии на «круглом столе», важно также и то, что до создания ЕТК каустик зачастую приобретался потребителями через подставные лица с использованием различного рода «серых» или полукриминальных «откатных» схем по ценам, превышавшим нынешние. Так что деятельность ЕТК в большей степени ущемила интересы этих теневых дельцов, а не конечных потребителей. И все же деятельность ЕТК вызвала протесты и иски потребителей, недовольных повышением цен на каустик. Справедливости ради следует отметить, что хотя каустическая сода - незаменимый продукт для потребителей, в себестоимости продукции она составляет не больше 2% (в основном 0,5 - 1%). Поэтому повышение цен на каустик не стало ни для кого неподъемным бременем. Более того, многие крупные потребители до последнего времени вообще не включали плату за каустическую соду в бизнес-план своих предприятий. Тем не менее потребители каустической соды вместе с Министерством по антимонопольной политике (МАП) стали демонизировать деятельность ЕТК. В феврале 2004 года Комиссия МАП РФ признала действия ЕТК и производителей каустика согласованными, то есть нарушением антимонопольного законодательства, однако арбитражный суд Москвы в дальнейшем признал соответствующие решения и предписания Комиссии МАП недействительными. Федеральная антимонопольная служба (правопреемник МАП) сейчас готовит апелляционные жалобы на решения суда и вносит в Правительство и законодательные органы РФ предложения по кардинальному ужесточению санкций за нарушение антимонопольного законодательства - вплоть до конфискации в бюджет всех доходов, полученных предприятием от деятельности, нарушающей антимонопольное законодательство. Атака МАП против ЕТК привлекает внимание к проблеме ценовых монополий в России в целом. Надо сказать, что негласный договор о ценах на продукцию де-факто существует практически во всех отраслях. Но крупнейшая монополия имеется в сфере тарифов на энергоносители и транспорт, противостоять которой, не прибегая к монопольным методам, рынок просто не может. В сложившейся ситуации создание и деятельность ЕТК были единственным возможным решением для спасения стратегически важной отрасли, и данная мера себя оправдала (что и было принято во внимание арбитражным судом). Однако чрезвычайный характер этой меры действительно побуждает к дальнейшему коллективному обсуждению проблем химической промышленности России.

Необходима государственная поддержка
В результате горячей дискуссии по поводу деятельности ЕТК на «круглом столе» в ТПП РФ выяснилось: согласованные действия ЕТК и производителей каустика были вынужденной и необходимой спасительной мерой, но потребители каустика в свою очередь могут прибегнуть к аналогичным мерам по установлению монопольной повышенной цены на свою продукцию. В результате волна монопольных повышений цен может сильно навредить российскому производству. В целях эффективного развития отрасли участники рынка каустической соды (как производители, так и потребители) должны совместными усилиями и с помощью государственных структур прийти к компромиссу - согласовать «справедливую цену» на данный товар, которая обеспечивала бы получение производителями минимальной прибыли, необходимой для модернизации и развития производства, и в то же время не ущемляла бы интересы потребителей. Необходимы также общегосударственные меры поддержки данной отрасли, которые могли бы выразиться в целевом снижении тарифов на энергию и транспорт для производителей хлора и каустика.
Что же касается лозунга о демонополизации рынка, то он ни в коей мере не должен быть самоцелью. Общенациональной задачей в России сейчас является удвоение ВВП, а не борьба с монополиями. И для эффективного развития той или иной отрасли требуется регулирование монопольных тарифов с целью поддержки производителей, а отнюдь не борьба за демонополизацию рынка ценой снижения производства.
Участники «круглого стола» решили в целях выработки мер, необходимых для регулирования рынка каустической соды и ПВХ-С, сформировать рабочую группу ТПП РФ во главе с первым вице-президентом АО «Росхимнефть» С.В. Голубковым. В составе группы - представители всех заинтересованных сторон конфликта (включая ЕТК, производителей и потребителей каустика), а также представители Федеральной антимонопольной службы РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Торгово-промышленной палаты РФ. Пакет предложений должен быть подготовлен и представлен рабочей группой до 15 сентября 2004 года. Так или иначе, данный чрезвычайно серьезный для экономики страны конфликт может быть разрешен лишь совместными усилиями путем компромиссов и непременно при участии государственных структур, призванных сыграть здесь ключевую регулирующую роль.

Андрей ВОЛЬНОВ, №29 (1737), 18 - 24 августа 2004 г., Российские вести (online)
18/08/2004
Оригинал материала
Архив:
«август 2004 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
      01
02030405060708
09101112131415
1617
18
19202122
23242526272829
3031          
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"