Ъ |
По федеральному закону о погребении и похоронном деле, министерства и ведомства должны оплачивать изготовление могильных памятников тем, кто работал в их структурах. Минобороны РФ выплачивает похоронным бюро за захоронение, изготовление и установку памятника умершему пенсионеру от 8 до 12 тыс. рублей. Кроме того, по федеральному закону о ветеранах, военное ведомство оплачивает ритуальные услуги по захоронению. В 1999 году Минобороны по итогам конкурса на размещение госзаказа по изготовлению и установке памятников погибшим и умершим военнослужащим заключило договор с ЗАО "Военно-мемориальная компания". |
В конце 2002 года воронежский областной военный комиссар Владимир Калашников разослал по районным военным комиссариатам письма с распоряжением оплачивать изготовление и установку памятников только воронежскому филиалу ЗАО "Военно-мемориальная компания". Тогда же воронежские фирмы, специализирующиеся на установке памятников и надгробий – ООО ПКФ "Орлан", ООО "Примма", МУП "Спецкомбинат" – подали в управление Министерства по антимонопольной политике по Воронежской области жалобу на действия облвоенкома. Фирмам не оплачивали услуги по изготовлению и установке памятников и надгробий, которые они предоставляли по заявкам родственников погибших или умерших военнослужащих и ветеранов Великой Отечественной войны.
15 января 2003 года воронежское управление Министерства по антимонопольной политике (МАП) выпустило предписание, обязавшее областной военный комиссариат возмещать расходы по установке надгробных памятников всем организациям. В предписании указывалось, что распоряжения военкома нарушают закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. По словам заместителя руководителя воронежского управления Федеральной антимонопольной службы, правопреемницы МАП, Виталия Попова, своими распоряжениями военком Калашников предоставил преференции воронежскому филиалу "Военно-мемориальной компании", чем ущемил право других фирм, предоставлящих услуги по установке надгробий, на свободную конкуренцию. Кроме того, как рассказал корреспонденту „Ъ“ господин Попов, по закону военные комиссариаты должны оплачивать установку памятников по факту выполненных работ, а в случае с воронежским филиалом "Военно-мемориальной компании" имела место предоплата, что также указывает на лоббирование интересов производителя надгробий.
По словам господина Попова, не имея производственной базы в районах, "Военно-мемориальная компания" заключала с другими фирмами, лишенными из-за действий военкомата возможности работать с родственниками умерших военных напрямую, договоры подряда и с 12 тыс. рублей, которые полагаются на погребение, взимала комиссионные в размере трех тыс. В результате родственники могли позволить себе надгробия лишь за восемь тыс., чем нарушалось их право получить льготу в полном объеме.
Военный комиссар Виктор Калашников обжаловал предписание антимонопольного ведомства в арбитражном суде. В исковом заявлении военком ссылался на соглашение, заключенное между Минобороны и "Военно-мемориальной компанией". Воронежский арбитраж удовлетворил жалобу военного. Воронежское управление МАП, в свою очередь, подало апелляционную жалобу на судебное решение. Но ее воронежский арбитраж оставил без удовлетворения. Тогда воронежские антимонопольщики подали кассационную жалобу в Брянский окружной арбитражный суд. 26 ноября 2003 года окружной арбитраж отменил решения первой и апелляционной инстанций арбитражного суда Воронежской области и направил дело на новое рассмотрение.
Дело в том, что параллельно с этим судебным процессом шел другой – МАП вынесло предписание о незаконности соглашения между Минобороны и "Военно-мемориальной компанией", на которое ссылался военком Калашников. В предписании содержалось требование устранить допущенные при заключении соглашения нарушения федерального закона о конкуренции в срок до 16 января 2004 года. И
арбитражный суд Москвы, рассмотрев жалобу военных на предписание антимонопольного ведомства, признал претензии МАП обоснованными. По словам Виталия Попова, сам тендер, который Минобороны устроило среди компаний, изготавливающих надгробия, незаконен. "Ситуация с надгробиями касается не государственных нужд, а нужд родственников покойных. Государство выступает только гарантом оплаты, а не заказчиком работ. Поэтому Минобороны не имело право проводить конкурс и за родственников решать, у кого заказывать памятники", – пояснил позицию антимонопольщиков господин Попов.
При повторном рассмотрении дела об ограничении конкуренции на воронежском рынке надгробий областной арбитраж принял сторону антимонопольщиков. А 11 августа нынешнего года суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу военкома Виктора Калашникова. Таким образом, предписание антимонопольного ведомства оплачивать изготовление и установку надгробий всем организациям, в которые обращаются родственники покойных, подкрепленное судебным решением, продолжает действовать. Теперь, как заявил корреспонденту „Ъ“ Виталий Попов, фирмы, которым военный комиссариат отказал в оплате, подают иски о возмещении затрат. А фирмы, ставшие поневоле подрядчиками ВМК, разорвут с ней отношения.
Однако, как признался „Ъ“ руководитель ООО ПКФ "Орлан" Николай Спирин, его фирма не будет разрывать договор подряда с "Военно-мемориальной компанией". По словам господина Спирина, ни предписание ФАС, ни решение арбитражного суда "не сломает действующую систему", поскольку районным комиссариатам дан негласный приказ лоббировать интересы "Военно-мемориальной компании". "Чтобы ни решил арбитраж, бабушки все равно будут идти с документами в военкомат. И если я откажусь от сотрудничества с ВМК, то завтра разорюсь. Вот если бы Калашников сказал своим подчиненным: работаем по закону – тогда можно было бы отказаться от сотрудничества с "Военно-мемориальной компанией", – пояснил свою позицию господин Спирин.
Заместитель военного комиссара Воронежской области Александр Лебедев на просьбу корреспондента „Ъ“ прокомментировать ситуацию ответил: "Вас что – купили?" и в категорической форме отказался от любых комментариев.
АНДРЕЙ ЧЕРВАКОВ