Недавнее известие о том, что у крупнейшего российского регистратора ОАО «Центральный московский депозитарий», в котором хранятся акции множества стратегических российских предприятий, изъяты компьютеры, серверы и документы, вызвало на российском фондовом рынке настоящую панику. Не в последнюю очередь это было обусловлено тем, что ситуация была преподнесена руководством ЦМД как драматическая. Однако уже через пару дней в ЦМД признали, что для беспокойства нет оснований, так как у компании имеются дублирующие серверы, как и положено по действующим нормативам. В чем же причина столь странной позиции руководства ЦМД? Является ли случившееся проблемой текущего дня или ситуация зрела давно? Уже сегодня ясно, что действия руководства ЦМД привели к обострению отношений не только с правоохранительными органами, но и с собственными акционерами. Оказывается, что наряду с многочисленными экономическими скандалами, в которых фигурирует ЦМД, внутри самого регистратора вот уже два года продолжается конфликт собственников, связанный со списанием пакета акций общества со счетов ООО «Инвестиционная группа С. А. и К.» и ЗАО «Трастовый дом С.А. и К». За разъяснениями мы обратились к акционеру и руководителю ООО «Инвестиционная группа С.А. и К.» и «Трастового дома С.А. и К.» Виктору Токаренко. |
– В чем суть спора акционеров ОАО ЦМД?
– В сентябре 2002 года мы неожиданно получили уведомление о списании пакета акций со счетов «Инвестиционной группы С.А. и К.» и «Трастового дома С.А. и К.». Основанием для этого стал исполнительный лист Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области, вынесенный по иску миноритарного акционера. Суд признал ничтожной сделку купли-продажи 18% акций ОАО ЦМД, проведенную в 2000 году между ООО «ОЛА Альянс» и ООО «ИГ С.А. и К.». Сразу заявлю, это была обычная внутренняя сделка между компаниями группы, и то, что ее решили опротестовать спустя два года, не может не наводить на размышления.
– Как вы считаете, истинная причина атаки на «ИГ С.А. и К.» кроется в банальном желании завладеть принадлежащими компании акциями?
– Не только. Мы давно получали информацию о том, что наши деятели депозитарного бизнеса, используя несовершенство действующего законодательства в спорах между акционерами компаний, реестрами которых они занимались, отдавали распоряжения действовать в поддержку позиции того или другого участника конфликта. Также к нам поступала информация, что, возможно, в данном случае речь могла идти о разовых выплатах за вспомоществование в размере семизначных цифр. До нас дошла информация и о том, что специально для этих целей было создано ЗАО «Энергорегистратор», которое занималось реестрами тех компаний, в которых имелся конфликт между акционерами, причем у новообразованного участника депозитарного бизнеса были налажены контакты с сотрудниками правоохранительной и судебной системы в различных регионах России, которые по причинам, о которых легко можно догадаться, способствовали вынесению нужных решений Фемиды.
Кстати, позднее ФКЦБ России дала свою оценку деятельности «Энергорегистратора», отозвав у него лицензию. В настоящее время компания прекратила свою деятельность в качестве регистратора. Однако сегодня бывшая глава оскандалившейся компании госпожа Агафонова благополучно трудится на посту председателя правления ОАО ЦМД.
В свое время мы неоднократно обращались к совету директоров ОАО ЦМД с требованием прекратить порочную практику участия в корпоративных конфликтах, так как она нанесла и продолжает наносить существенный урон деловой репутации крупнейшего российского реестродержателя, что, безусловно, ведет к материальному ущербу для общества и его акционеров. Надлежащей реакции на эти обращения не последовало, и, не получив ответа, мы приняли решение продать принадлежащие нам акции. Руководство ЦМД, очевидно, опасаясь, что на наше место придет более жесткий и требовательный акционер, решило получить наш пакет любыми средствами.
– Вы рассматриваете случившееся как атаку на ваши компании?
– Об этом свидетельствует целый ряд фактов. Незадолго до появления иска против нас ОАО ЦМД передало реестр акционеров в компанию «Энергорегистратор», 20% которой принадлежало ЦМД. В нарушение законодательства нас как акционера об этом не уведомили.
Кроме того, Ленинск-Кузнецкий суд списал акции на счет ООО «ОЛА Альянс» в «Энергорегистраторе», а не на счет-депо в ООО ЦМД, который также имеется у ООО «ОЛА Альянс». Кстати, по закону «ИГ С.А. и К.» должно было быть предложено добровольно исполнить предписание суда. Этого сделано также не было.
Кроме того, предпринимались действия, которые мы рассматриваем как попытки создать препятствия для нормального функционирования нашей компании, лишить ее возможности осуществлять текущую деятельность, в том числе сопровождать судебные иски. Например, с нами досрочно и в агрессивной форме расторгли договор аренды офиса, расположенного на территории предприятия, в состав руководства которого входили топ-менеджеры ЦМД.
– Как развивались события после появления судебного решения о списании акций?
– Мы подали жалобы в ФКЦБ России на действия «Энергорегистратора» и ЦМД и обратились в вышестоящий Федеральный суд Кемеровской области, который 30 сентября 2002 года отменил решение Ленинск-Кузнецкого городского суда. Однако конфликт на этом не закончился, поэтому мы были вынуждены продолжать тяжбу. Спустя год Арбитражным судом города Москвы было удовлетворено ходатайство о произведении поворота исполнения решения Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области.
Однако, несмотря на наши очевидные победы в судах, точка в этом деле, к сожалению, до сих пор не поставлена.
– В какой стадии конфликт акционеров ОАО ЦМД находится сегодня?
– В настоящее время руководство ЦМД проводит политику затягивания процесса принятия окончательного судебного решения по делу. Под очевидно надуманными предлогами, вроде подделки подписей, был подан новый иск в Арбитражный суд Москвы, который позволил ЦМД добиться ареста спорного пакета акций на счете подконтрольной компании. При этом есть основания полагать, что наработки «Энергорегистратора» в части получения нужных судебных решений взяты на вооружение руководством ЦМД.
Но самое главное, 24 июня 2004 года ЦМД удалось получить разрешение на дополнительную эмиссию акций, которая уже идет полным ходом. Мы предполагаем, что при этом либо были сфальсифицированы документы, либо ФСФР (преемник ФКЦБ) была введена в заблуждение. Так, 21 января 2004 года решением ФКЦБ ОАО ЦМД было отказано в регистрации выпуска дополнительных акций в связи с тем, что руководитель ЦМД госпожа Агафонова ранее являлась руководителем компании, лишенной лицензии («Энергорегистратор»). При этом сама Агафонова была исключена из реестра аттестованных лиц сроком на 3 года. 4 февраля 2004 года ОАО ЦМД получило предписание ФКЦБ устранить выявленное нарушение в течение 6 дней. Так как нарушение не было устранено, 2 августа ЦМД получило еще одно предписание, уже от ФСФР, об устранении нарушений в течение 60 дней. Следовательно, до устранения нарушения ФСФР не должна была регистрировать дополнительную эмиссию.
Что касается дополнительной эмиссии, то цель ее вполне очевидна – размыть принадлежащий нам пакет. По нашей оценке, в итоге он составит менее 1% от уставного капитала ЦМД вместо нынешних 18%. А поскольку формально на наших счетах нет акций общества, мы лишены права приобретения дополнительно выпущенных ценных бумаг, соответственно не можем сохранить прежний размер своей доли.
Однако мы намерены отстаивать свою позицию, причем в отличие от наших оппонентов, не выходя за рамки правового поля. В ближайшее время нас ожидает участие в ряде судебных процессов. Надеемся, что мы сможем доказать свою правоту, несмотря на сомнительные действия руководства ЦМД.