СМИ о суде
ФАС СКАЗАТЬ НЕКОМУ
Очередным фиаско завершилась попытка Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ урезонить монополиста на рынке. Оказывается, при строительстве рыночной экономики государство забыло обзавестись инструментами борьбы с монополистами, оставив их с потребителем один на один.
Еще в начале года ФАС затеял крестовый поход против Единой торговой компании, которая за несколько месяцев сумела прибрать к рукам все продажи каустической соды и стать единственным монопольным продавцом этого товара, без которого не могут обойтись ни целлюлозо-бумажная, ни парфюмерно-косметическая промышленность, ни производители лекарств и средств бытовой химии. И это при том, что на рынке каустической соды работают десятки производителей и , по словам специалистов, рынок заполнен до отказа. Но потребители все равно вынуждены идти на поклон к монополисту, поднявшему цену на это сырье аж на 50%. В итоге потребители соды - производители потребительских товаров - вынуждены поднимать цены и на свою продукцию.
Естественно, в адрес единственного официального "укротителя" монополистов - Министерства по антимонопольной политике - хлынул поток жалоб. Когда МАП преобразовали в ФАС, поставленный во главе антимонопольного ведомства Игорь Артемьев решил проявить волю и всенародно пообещал потребителям через суд ликвидировать ЕТК. Кроме того, ФАС предписало производителям соды отказаться от сотрудничества с трейдером. Но на днях Московский арбитражный суд удовлетворил встречный иск ЕТК к ФАС, признав предписания этого ведомства недействительными: чиновникам не хватило доказательств, чтобы убедить суд в том, что продажа почти 100% продукции через ЕТК ограничивают конкурецию на рынке. Так что потребителям соды, похоже, придется смириться .
"Можно было изначально предположить подобный исход дела. Ведь в России сегодня на законодательном уровне практически отсутсвуют какие-либо рычаги борьбы с монополистами, - прокомментировал "РК" ситуацию Дмитрий Янин, президент Международной Конфедерации обществ потребителей. - Рост цен на многие товары и услуги сегодня существенно дополняется высокими ценами монополий, которые заключают картельные соглашения. Доказать же доминирования компании на рынке или сговор нескольких участников рынка при существующей нормативной базе практически невозможно. Российское антимонопольное законодательство очень слабое Да, у ФАС есть полномочия запрашивать информацию, проводить расследования. Но для того, чтобы доказать, к примеру, факт сговора, нужен протокол, формальная доказательная документация. А какой нормальный человек станет документально оформлять свои правонарушения? Который год чиновники пытаются найти управу на бензоторговцев. И что? Несмотря на то, что компании в регионах одновременно выходили на единый ценовой уровень с точностью до копейки, доказать факт сговора ни разу не удалось! И не удасться. По крайней мере, до тех пор, пока мы не усилим наше законодательство и не переймем, хотя бы частично, тактику работы западных антимонопольных ведомств. В США, например, существует Федеральная торговая комиссия, которая в части антимонопольных расследований может применять оперативные методы, в том числе прослушивать телефонные переговоры, изымать документацию."
То, что российские антимонопольные службы не имеют особых полномочий для борьбы с монополиями, признаяют и сами чиновники. "Все, что на сегодняшний день может ФАС - это наложить незначительный штраф на нарушителя, - признается глава ФАС Игорь Артемьев. - Надо кардинально менять законы, чтобы у каждого недовольного, к примеру, тарифами ЖКС пенсионера было право заваливать суды исками, а у ФАС появилась возможность разделить компанию-монополиста на несколько частей, как это делается за рубежом".
По данным российских Обществ защиты прав потребителей, сегодня в России к наиболее монополизированным рынкам относится рынок ЖКХ, связи, металла и бензина. "На сегодняшний день проблема монополизма очень остро встала на рынке строительства, - сказали "РК" в Ассоциации малого бизнеса "Опора России". - Монополисты выставили малому бизнесу заслоны на входе на этот рынок. Сейчас существует монополия на рынке цемента, монополизируется рынок щебня. Монополисты скупают мелкие заводики, но не для того, чтобы их развивать, а чтобы избавиться от конкуренции. Если в регионе появляется производство, принадлежащее крупному собственнику, составить ему конкуренцию на этом рынке уже практически не возмложно". По оценкам Ассоциации, как только в регионе появляется монополист, цены на его продукцию сразу же подскакивают до 30%.
Как заявили корреспонденту "РК" в Союзе потребителей России "практически в каждом регионе есть свои экзотические монополисты". Так, например, в Самаре традиционно монополизированным рынком является рынок почтовых, а в Санкт-Петербурге - рынок ритуальных услуг. Хотя для улучшения качества услуг и сдерживания цен наличие конкуренции остро необходимо. "Одной из болезней конкурентной среды на российских рынках, в частности на рынках Петербурга, является привилегированное положение одних предприятий и структур по отношению к другим, - прокомментировали ситуацию в Союзе потребителей, - причем это положение создает сама же городская власть в процессе раздачи льгот и предоставления тем или иным организациям различных субсидий и особых прав".
|