Российское правительство усилило давление на ЮКОС, взяв под контроль крупный производственный актив компании через три дня после того, как московский суд счел такие действия незаконными.
Судебные чиновники, добивающиеся уплаты по налоговому счету 99 млрд рублей (3,4 млрд долларов), вчера взяли под контроль "Юганскнефтегаз", добывающий 60% нефти ЮКОСа. Московский суд нанес ЮКОСу еще один удар, отказав ему в апелляции против захвата еще одного производственного актива, "Томскнефти". На долю этих двух подразделений приходится около 80% производства ЮКОСа.
Оба подразделения по-прежнему качают нефть, и юридические невзгоды не сказались на объеме производства и экспорте ЮКОСа. Меры, поставившие в тупик инвесторов и руководство компании, еще больше осложнили ситуацию на нефтяных рынках, обеспокоенных ростом спроса и международной нестабильностью.
В российских промышленных и деловых кругах возникли новые вопросы по поводу согласованности позиции Кремля в деле ЮКОСа и наличии у него плана урегулирования проблемы. Противоречащие друг другу меры наводят на размышления и о том, не наживается ли кто-то на резких колебаниях курса акций ЮКОСа в результате этих мер.
Пресс-секретарь ЮКОСа Роман Артемьев отказался комментировать новый захват акций "Юганскнефтегаза", заявив, что компания не получила официального уведомления. Он добавил, что компанию "разочаровало" вчерашнее решение суда, оставившее в силе захват "Томскнефти", сибирского производственного подразделения, добывающего около 20% нефти ЮКОСа.
В пятницу Московский арбитражный суд назвал захват "Юганскнефтегаза" незаконным. Несмотря на такое решение, вчера вечером министерство юстиции заявило, что акции подразделения были конфискованы во второй раз.
В заявлении министерства юстиции говорится, что решение принято из-за "вновь открывшихся обстоятельств - отсутствия достаточных средств на дебиторских счетах ЮКОСа". Во вчерашнем заявлении министерства говорится, что пристав действовали в соответствии с российским законодательством, забрав только акции "Юганскнефтегаза", а не завод и оборудование.
Адвокатам ЮКОСа удалось доказать, что у приставов не было права забирать "Юганскнефтегаз", так как, по российским законам, они обязаны конфисковать наличность и ценные бумаги компании, прежде чем отбирать производственные активы. Приставы отказались от предложения ЮКОСа оплатить налоговый счет, используя принадлежащие ему 20% акций конкурирующей компании "Сибнефть".
Июльская атака приставов на "Юганскнефтегаз" вывала опасения по поводу того, что Кремль планирует расчленить ЮКОС и продать его ключевые активы компаниям, принадлежащим государству или дружественным правительству. ЮКОС добывает 1,7 млн баррелей нефти в день, превышая объемы производства некоторых членов Организации стран-экспортеров нефти.
В последние недели жизнь ЮКОСа и цена акций компании делает зигзаги от маленькой юридической победы к новому поражению и наоборот. На прошлой неделе приставы заявили компании, что она может пользоваться своим банковскими счетами для финансирования повседневных операций. На следующий день правительство сообщило, что счета опять заблокированы. ЮКОС предупредил, что через несколько недель у него может кончиться наличность, если суд не откроет ему доступ к замороженным банковским счетам.
Апелляция ЮКОСа по поводу захвата еще одного производственного подразделения, "Самаранефтегаза", должна была рассматриваться в понедельник, но слушания отложены до 2 сентября.
Противоречивые новости ввергли в хаос курс акций ЮКОСа, вызывая вопросы о том, не наживаются ли какие-то маклеры на своем знании предстоящих событий.
Вчера торги по акциям ЮКОСА на РТС были приостановлены после того, как они поднялись на 17%, до 4,40 долларов, в результате судебной победы по "Юганскнефтегазу" в пятницу. По мнению аналитиков, из-за вчерашних событий цена резко пойдет вниз, как только торги возобновятся.
"Кто зарабатывает на колебаниях курса?" - спросил аналитик московского "Альфа-банка" Крис Уифер.
Колебания вызвали на мировом рынке напряженное отношение к России, второму крупнейшему мировому экспортеру после Саудовской Аравии. По мнению аналитиков, у России достаточно сырца, чтобы компенсировать долю ЮКОСа в экспорте. Однако нефтяные рынки действуют в условиях небольшого разрыва между спросом и предложением и обеспокоены любыми возможными сбоями в экспорте.