После стремительного взлета котировок ЮКОСа, вызванного отменой ареста акций его главной "дочки", "Юганскнефтегаза", судебные приставы наложили на эти акции новый арест.
В сообщении министерства юстиции это действие приставов объясняется "новыми обстоятельствами", а именно отсутствием денежных средств на счетах ЮКОСа, который по решению суда должен выплатить многомиллиардную задолженность министерству по налогам и сборам.
По мнению приставов, акции "Юганскнефтегаза" не относятся к основным средствам, таким как станки и оборудование, поэтому они могут быть взысканы с должника в первую очередь.
В пятницу Арбитражный суд Москвы признал незаконным предыдущее постановление об аресте акций "Юганскнефтегаза". В понедельник это решение вызвало рост котировок ЮКОСа на более чем 16%.
Прежде чем объявить о новом аресте служба судебных приставов выполнила решение суда, отменив предыдущий арест, однако при этом направило апелляцию в вышестоящую инстанцию.
Все эти действия производились уже после закрытия торгов на бирже. Это дало повод некоторым экспертам говорить о том, что фондовый рынок подвергается манипуляциям.
Главная "дочка"
Неназванный представитель ЮКОСа заявил Интерфаксу, что нефтяной гигант "несомненно, будет оспаривать повторное решение службы судебных приставов об аресте акций своего основного нефтедобывающего предприятия".
"Юганскнефтегаз" производит 60% всей нефти ЮКОСа. Ранее представители ЮКОСа заявляли, что в случае, если "Юганскнефтегаз" будет продан судебными приставами, ЮКОС объявит себя банкротом.
В понедельник Арбитражный суд Москвы также отказался признать недействительным арест акций другой "дочки" ЮКОСа - "Томскнефть ВНК".
Решение по акциям "Самарнефтегаза" было отложено до сентября.
Нехватка координации?
" Участников много, и координации на всех не хватает... Поэтому некоторым приходится действовать на свой страх и риск, причем в разных направлениях "
Михаил Бергер, "Еженедельный журнал"
Как сказал Би-би-си главный редактор московского "Еженедельного журнала" Михаил Бергер, при всей кажущейся хаотичности того, что происходит вокруг ЮКОСа, процесс этот вполне управляем и предсказуем.
"Это нерешительность разных команд, "приписанных" к ЮКОСу: судебных исполнителей, прокурорских работников, членов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, и многих, многих других. Есть "генеральная линия", есть люди, которые это координируют и планируют", - говорит Бергер.
"Но участников много, и координации на всех не хватает. Все знают, что решения в стране принимает один-единственный человек. Каждый раз, по всякому мелкому поводу к нему не обратишься. Поэтому некоторым приходится действовать на свой страх и риск, причем в разных направлениях. А это отражается на разных решениях: забрать "Юганскнефтегаз", отдать "Юганскнефтегаз". Вот такая происходит дикая чехарда", - добавляет обозреватель.
Однако, с ним не согласен политолог Сергей Марков, который полагает, что рыночные игроки с преувеличенным вниманием воспринимают политическую сторону конфликта, в ущерб реальной оценке экономической ситуации.
"За тем, как скачут акции ЮКОСа, стоит поведение вполне рыночных агентов. Но они в качестве главных рыночных новостей рассматривают события политические, а не экономические: какие активы ЮКОСа арестованы, как идут переговоры с властями. В конечном итоге, именно это больше всего волнует инвесторов. Они пытаются за всеми действиями всех лиц, участвующих в этом конфликте, увидеть: есть ли какие-то подвижки, готовы ли владельцы ЮКОСа договориться с властями, либо подвижек нет", - считает Марков.