Один из совладельцев Единой торговой компании, упразднения которой добивается антимонопольное ведомство, Виктор Вексельберг готов пойти на мировую с чиновниками. Он убеждает своих партнеров по ЕТК отказаться от монополии на торговлю каустической содой. Аналитики полагают, что магнат не хочет ссориться с чиновниками. Поэтому если переговоры провалятся, то Вексельберг может выйти из химического бизнеса.
ЕТК была создана в 2003 г. Контролируется инвесткомпанией “Совлинк”. Ее бенефициарами являются пять человек, в том числе председатель совета директоров ЗАО “Ренова” Виктор Вексельберг и президент Access Industries Леонард Блаватник. Конфликт между ЕТК и Федеральной антимонопольной службой длится уже полгода. В конце 2003 г. ЕТК замкнула на себя продажи всех российских производителей соды, что привело к двукратному повышению цен на нее. Ряд крупных целлюлозно-бумажных комбинатов пожаловались на ЕТК в Министерство по антимонопольной политике (МАП, предшественник ФАС). Это ведомство в феврале признало ЕТК монополистом и предписало производителям соды заключить прямые договоры с потребителями. Также МАП направил в арбитражный суд Москвы иск о ликвидации ЕТК. Но ни одно из этих решений не вступило в силу, так как ЕТК обжаловала предписание министерства. А 4 августа арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ЕТК и признал предписания МАПа от 11 февраля недействительными.
Как стало известно “Ведомостям”, в начале прошлой недели Вексельберг и председатель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев договорились о заключении мирового соглашения по делу против ЕТК. По словам источника, близкого к ЕТК, основным условием соглашения было сокращение доли ЕТК на рынке каустической соды до 30%. Чиновники, в свою очередь, должны были отозвать иски о ликвидации компании. Ожидалось, что это соглашение будет утверждено судом на заседании 4 августа. Но ЕТК продолжила разбирательства в суде, который в итоге встал на сторону трейдера. Начальник отдела общественных связей ФАС Ирина Кашунина говорит, что было подготовлено несколько проектов мирового соглашения, но ни один из них не был подписан ЕТК.
После вынесения судом вердикта Артемьев заявил, что ФАС подаст апелляцию на решение суда. В антимонопольном ведомстве уверены в том, что сумеют наказать монополиста. “Чем выше судебная инстанция, тем выше компетенция судьи”, — говорит сотрудник ФАС. Впрочем, Кашунина говорит, что и от поиска компромисса с представителями ЕТК антимонопольное ведомство отказываться не намерено.
Источник, близкий к Вексельбергу, говорит, что предприниматель будет убеждать своих партнеров по ЕТК пойти на мировую с чиновниками. Стремление решить конфликт во внесудебном порядке он объясняет тем, что Вексельберг считает требования ФАС в целом справедливыми. Впрочем, он указывает, что Вексельберг контролирует менее 19% акций ЕТК. Поэтому его идея требует поддержки других акционеров компании.
Но источник, близкий к акционерам ЕТК, говорит, что другие совладельцы трейдера не хотят компромисса с чиновниками. “Вексельберг не был уполномочен заключать мировое соглашение”, — говорит он. По его версии, мировое соглашение было предложено чиновниками и фактически означало капитуляцию ЕТК. Потребители соды, инициировавшие расследование в отношении ЕТК, тоже не приветствуют уступки со стороны чиновников. “Все предписания ЕТК должны быть исполнены, в том числе и решение о ликвидации самого трейдера”, — утверждает представитель РАО “Бумпром”.
Начальник аналитического управления банка “Зенит” Сергей Суверов полагает, что Вексельберг не хочет обострять отношения с чиновниками, поскольку их поддержка необходима ему в реализации своих более крупных бизнес-проектов, в частности проекта строительства алюминиевого комплекса в Республике Коми. Поэтому, предполагает аналитик, если Вексельберг не сумеет переубедить своих партнеров по ЕТК пойти на мировую, то, скорее всего, ему придется выйти из этого бизнеса. “Лучше пожертвовать малым, чем рисковать своим основным бизнесом”, — рассуждает Суверов.