Рано утром в понедельник сотрудники Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) пришли на работу, но так и не смогли попасть к себе в мастерские, которые находятся в здании храма Воскресения Христа в Кадашах. На воротах висел замок, а рядом с ним большой плакат: «Предупреждаем, что доступ посторонних лиц на территорию прихода храма прекращен». И подпись -- «приходский совет храма». Прихожане решили не дожидаться, когда
арбитражный суд Москвы вынесет решение о том, кому должен принадлежать храм и земля, на которой он стоит, и теперь пытаются силой восстановить свои права на собственность, национализированную в 1918 году.
Центр им. Грабаря существует с 1918 года. Тогда реставраторам удалось спасти от разрушения здание Арсенала, колокольню Ивана Великого и храм Василия Блаженного. В 1934 году организацию разогнали, а большинство ее сотрудников, потомственных иконописцев, были репрессированы. Свою работу центр возобновил в 1944 году по распоряжению Молотова -- чтобы восстановить разрушенные во время войны здания и культурные ценности, понадобились руки мастеров. А с 1964 года центру предоставили помещения в зданиях четырех московских церквей, в том числе и в храме Воскресения Христа в Кадашах, где ранее располагался вещевой склад КГБ СССР. Реставраторы освободили помещение от кучи сапог и сейфов и своими силами восстановили храм. С принятием закона о свободе совести и вероисповеданий федеральное и московское правительства издали постановления о возвращении собственности церкви, и община храма в Кадашах получила в безвозмездное пользование землю церковного прихода и несколько подсобных помещений. Только вот власти не позаботились о том, чтобы выделить новые помещения для ВХНРЦ, несмотря на многочисленные требования его сотрудников, и богослужения до сих пор проводились в маленьком деревянном сооружении -- бывшем каретном сарае. «Мы всегда старались сотрудничать с прихожанами, потому что искренне полагаем, что церковь должна принадлежать верующим. С 1992 года мы добровольно покинули храм Святой Екатерины и Сретенский собор. Но теперь нам просто некуда податься. Нам неоднократно почти удавалось добиться от чиновников новых помещений, но каждый раз переезд почему-то откладывался -- не хватало какой-нибудь нужной подписи, и все возвращалось на круги своя», -- рассказал «Времени новостей» сотрудник архива ВХНРЦ историк Павел Семечкин.
Прихожанам же надоело ждать, когда московские власти решат судьбу мастерских, устали они и от бесконечных судебных процессов. Разрешить конфликт, по их мнению, теперь можно только силовыми методами. При этом чтобы обезопасить себя от возможных силовых столкновений с милицией, они наняли для охраны территории и обеспечения порядка сотрудников одного из московских ЧОПов. Около десятка крепких мужчин в белых рубашках и черных брюках бдительно следят, чтобы на территорию храма не проникли «посторонние». Свою позицию «захватчики» аргументируют тем, что, во-первых, земля храма была передана в безвозмездное пользование общине еще в 1992 году по распоряжению мэра. А во-вторых, хотя мэр также повелел разрешить сотрудникам ВХНРЦ проходить по этой земле в свои мастерские, это право не было зарегистрировано в соответствии с
Гражданским кодексом в Москомрегистрации, а потому недействительно. То есть члены общины в праве сами решать, кого пускать в храм, а кого нет. «Мастерские здесь работать не будут. И все их имущество будет передано ВХНРЦ по специальному графику, который будет составлен в ближайшее время», -- заявил один из прихожан, Василий Бойко. А имущество у мастерских весьма ценное -- в настоящее время на реставрации и экспертизе находится огромное количество картин, скульптур, в храме хранится и уникальный архив старинных фотографий. «Обеспечение охраны территории и ценностей, находящихся в храме, -- это наша основная задача. Больше всего мы сейчас боимся провокаций со стороны властей и не хотим повторять ошибки большевиков, которым ничего не стоило «разрушить все до основания». Конфликт должен быть решен государством, а мы хотим лишь его поторопить. При этом мы понимаем, что реставраторы такие же заложники сложившейся ситуации, как и мы», -- считает юрист Антон Зельдович, в задачу которого входит разрешение возможных споров прихожан с сотрудниками ВХНРЦ и милицией.
Вчера ожидалось, что штурмовать храм приедет как минимум отряд ОМОНа, но с визитом пожаловали лишь трое сотрудников вневедомственной охраны -- проверили документы и полномочия у обеих сторон, удостоверились, что все помещения мастерских надлежащим образом опечатаны, и ушли восвояси.