Российские сырьевые компании - ЛУКОЙЛ, "Роснефть", "Транснефть", ТНК-BP, а также Международный союз авиапромышленности и Российская ассоциация производителей насосов начали новый виток противостояния со сталеварами. На этой неделе они направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой вмешаться в регулирование цен на металл. Причиной недовольства сырьевиков стали более низкие цены, по которым металлурги экспортируют свою продукцию, по сравнению с внутрироссийскими.
Конфликт между металлургическими компаниями и потребителями металла - прежде всего "Газпромом" и нефтяниками - начался осенью прошлого года. Тогда, вслед за резким скачком цен (на 30-40%) на металл весной и летом, "Газпром", "Транснефть" и "Сургутнефтегаз" обратились в Министерство антимонопольной политики (МАП) с просьбой расследовать наличие картельного сговора между производителями плоского проката. МАП в январе 2004 года признало наличие такого сговора между «Северсталью» и Магнитогорским меткомбинатом, однако в мае
Арбитражный суд Москвы постановил, что такое решение является недействительным, поскольку доказательств сговора в действиях металлургов МАП собрать не смогло, а само по себе повышение цен хозяйствующими субъектами, не занимающими монопольного положения на рынке (какими были признаны меткомбинаты), ни в российском, ни в международном антидемпинговом законодательстве не запрещается. В марте 2004 года к нефтегазовым компаниям, жаловавшимся на сталеваров, добавились машиностроители и представители автомобильной промышленности. Тогда потребители призывали правительство ввести меры по регулированию цен на металл на внутреннем рынке. Однако в апреле на слушаниях в Госдуме было решено, что такие меры нецелесообразны, а повышение цен диктуется общемировой конъюнктурой: ведь вследствие роста потребления стали в Китае за последний год мировые цены практически удвоились. Впрочем, сырьевые компании и потребители металла от продолжения борьбы не отказались. В конце июня преемница МАП - Федеральная антимонопольная служба подала апелляцию на решение Арбитражного суда. А на этой неделе ЛУКОЙЛ, "Роснефть", "Транснефть", ТНК-BP и ряд других компаний отправили письмо президенту Владимиру Путину с просьбой разобраться с регулированием цен. В частности, в письме говорится о том, что российские металлурги отправляют на экспорт продукцию по ценам более низким, чем на внутреннем рынке. Помимо этого, недовольство у сырьевиков вызывает и то, что металлурги отгружают продукцию по краткосрочным ежеквартальным контрактам. По их мнению, это ведет к тому, что компании не могут нормально рассчитать и уложиться в стоимость долгосрочных проектов.
Как заявил ГАЗЕТЕ вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, «мы закладываем текущие средневзвешенные цены на эту продукцию, и единственное, что можем учесть сверх этого, это инфляция в 8-12%, которая произойдет с момента расчета проекта до покупки металлопродукции. Однако же сама продукция лишь за один квартал может подорожать на 50%. Из-за этого стоимость трубы за год может вырасти в разы».
В металлургических компаниях наотрез отказались комментировать это письмо, мотивируя это тем, что его текста на сегодняшний момент не видели. Как заявил ГАЗЕТЕ источник в одной из них, "цены в России растут вслед за общемировой конъюнктурой, и если бы наши потребители могли закупать у нас весь металл, такой зависимости бы не было". По его словам, "наши поставки на экспорт иногда могут быть ниже по цене, чем в России, но это объясняется характером контрактов - они, как правило, заключаются за несколько месяцев". Напомним, что государство в России до сих пор не считает нужным вводить какие-либо ограничения на цены на сталь, поскольку потребителям так и не удалось доказать факт картельных сговоров.
Примечательно, что в отличие от России на Украине государство в апреле все же ввело ограничения на рост цен на металл. Правда, это привело только к росту экспорта: комбинаты увеличили свои поставки за рубеж, в том числе и в Россию.