Инициаторами "дела ЮКОСа", а именно проверки законности приобретения 20% акций ОАО "Апатит", фактически явились губернаторы четырех российских регионов - Новгородской, Смоленской, Тамбовской и Тульской областей. Это стало известно на прошедшем заседании Мещанского суда, на котором гособвинитель Дмитрий Шохин приступил к оглашению материалов уголовного дела.
Дмитрий Шохин сразу предупредил, что речь пойдет о документах и протоколах следственных действий, содержащихся в первых 10 томах уголовного дела, главными фигурантами которого, напомним, являются бывший руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский и глава МФО 'МЕНАТЕП' Платон Лебедев. Он начал с первого и основного эпизода обвинения - хищение 20-процентного пакета акций «Апатита». Выяснилось, что проверка законности сделки о приобретении акций «Апатита» компанией АОЗТ «Волна» (фирма, по версии следствия, была подконтрольна «МЕНАТЕПУ», а ее руководитель Андрей Крайнов - третий подсудимый по этому делу. - ГАЗЕТА) была инициирована осенью 2002 года главами администраций четырех областей. Главы администрации Тамбовской, Новгородской, Смоленской и Тульской областей направили генеральному прокурору Владимиру Устинову обращение, в котором просили 'принять незамедлительные меры' по возвращению государству акций предприятия. В документе говорилось, что 'Апатит' вопреки имеющимся данным производит не 65%, а 85% всего фосфорного сырья России, являясь монополистом на рынке минеральных удобрений. В свое время МАП не смогло усмотреть в 'Апатите' крупнейшего производителя, в результате чего в 1994 году 20% его акций приобрел ЮКОС. Как указывали губернаторы, за 8 лет 'незаконного владения акциями группой 'МЕНАТЕП-Роспром-ЮКОС' цены на фосфорное сырье выросли в России более чем в 5 раз, а фосфатное сырье стало недоступным для сельхозпроизводителей. Из документов следовало, что незаконные владельцы перепродавали сырье своим компаниям-посредникам по заниженным ценам, а те, в свою очередь, продавали «Апатиту» концентрат по рыночным ценам, диктуя свои условия, что наносило ущерб всему 'агропромышленному комплексу и экономике страны'. Ежегодно с помощью 'Апатита' в офшорные зоны за рубеж через Калмыкию и Мордовию 'уводится от налогообложения' не менее 240-250 миллионов долларов, говорилось в письме. 'Государство позволило собственникам 'Апатита' сделать его полигоном для отработки всякого рода криминальных схем увода прибыли от налогообложения', - констатировали губернаторы, призвав прокурора принять меры, 'чтобы прекратить монопольный беспредел лиц, незаконно владеющих акциями предприятия'.
В декабре 2002 года губернаторы вновь обратились в Генпрокуратуру 'в связи с вновь открывшимися обстоятельствами'. Они требовали дать правовую оценку действиям должностных лиц, участвовавших в заключении мирового соглашения между РФФИ и АОЗТ 'Волна'.
Главы регионов указывали на то, что утвержденное в ноябре 2002 года
Арбитражным судом Москвы мировое соглашение 'о возмещении убытков в связи с невозможностью возврата акций РФФИ и АОЗТ «Волна» являлось незаконным'. Как отмечалось в письме, РФФИ оценил полное возмещение убытков государству, причиненных покупкой акций, всего в 15 миллионов долларов, в то время как акции 'Апатита' при их продаже были оценены в 287 миллионов долларов. 'Данной сделкой был нанесен ущерб экономической безопасности страны', - утверждали губернаторы.
Подсудимые слушали прокурора, откровенно скучая. Спустя два с половиной часа ползала не скрывая дремало, а у одного из бойцов спецназа даже упала рация. Защитники, не имеющие на данной стадии процесса права прерывать прокурора, лишь изредка делали замечания.
Так, адвокат Ходорковского Генрих Падва указал на то, что некоторые из оглашаемых документов не оформлены надлежащим образом - то никем не подписаны, то составлены не на бланке прокуратуры. Из оглашенных после перерыва прокурором результатов аудиторской проверки 'Апатита' (исследования проводила компания 'Русаудит Дорнхоф, Евсеев и партнеры'. - ГАЗЕТА) следовало, что вышеупомянутое мировое соглашение 'является юридически ничтожным и недействительным, заключенным в нарушение законодательства о приватизации', а также что оно нарушило права правительства как органа, уполномоченного распоряжаться госсобственностью. Сам же 'Апатит' был назван 'предприятием стратегического значения, влияющим на обороноспособность страны'. Утомленные цифрами и финансовыми формулировками журналисты заметно встрепенулись, когда прокурор неожиданно процитировал документ, фактически раскрывающий возможные мотивы возбуждения уголовного дела в отношении владельцев 'Апатита'. Шохин огласил письмо председателя совета директоров 'Апатита' Сергея Федорова, адресованное заместителю генпрокурора Василию Колмогорову. В нем говорилось, что преследование владельцев 'Апатита' фактически было инициировано конкурентами, а именно руководителем ОАО 'Акрон', владельцем завода минеральных удобрений, проживающим в Швейцарии гражданином Израиля Вячеславом Кантором. Федоров сообщал, что 'Акрон' пытался навязать 'Апатиту' 10-летний договор по поставке сырья по заниженным ценам, в связи с чем 'Акроном' и была развязана травля против владельцев предприятия с искусственным муссированием темы причинения государственного ущерба.
После окончания заседания защитники Ходорковского и Лебедева сами недоумевали, почему прокурор решил огласить данный документ. 'Для меня это полная загадка, однако, спасибо ему', - сказал адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. Исследования письменных доказательств обвинения продолжатся сегодня.