Бывший пермский военный Краснознаменный институт Ракетных войск.Все началось в 2002-м, когда Правительство РФ приняло постановление о ликвидации Пермского военного института РВСН. Высвобождающийся комплекс служебных зданий и сооружений, включающий три военных городка, один из которых расположен в центре города на живописном берегу Камы, – кусок лакомый. Естественно, он сразу привлек внимание многих государственных, общественных и религиозных организаций. В Администрацию Президента РФ, Госдуму, Совет Безопасности, Министерство обороны и в адрес командования РВСН посыпались прошения с предложениями о безвозмездной передаче фондов института в государственную собственность Пермской области. Например, в совместном обращении тогдашнего губернатора Ю. Трутнева и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II предлагалось передать здания вуза под Пермскую государственную художественную галерею. В другом послании, заручившись поддержкой руководства Минэкономразвития, администрация области просила отдать желанные площади одному из ведущих вузов региона – Пермскому филиалу Государственного университета – Высшей школы экономики. Свои виды на здания имело и руководство ныне канувшего в Лету ФАПСИ. Во всех этих, несомненно, благих и разумных прожектах не оставалось места лишь «сущему пустяку» – соблюдению интересов ракетчиков.
Между тем командованию РВСН в ходе расформирования Пермского ВИ предстояло решить сложнейшую задачу – обеспечить жильем более 270 бесквартирных военнослужащих вуза. Учитывая, что в Ракетных войсках и так более 13 тысяч бесквартирных, командование разработало свой, одобренный Минобороны проект, предусматривающий получение «стратегами» более 400 (!) квартир в Перми, Ростове-на-Дону и Московской области в обмен на передачу инвестору высвободившихся зданий и сооружений военного института. 15 ноября 2003 года в соответствии с принятым начальником строительства и расквартирования войск – заместителем министра обороны РФ и заместителем министра имущественных отношений РФ согласованным решением при участии командования РВСН и представителей Минимущества РФ был проведен конкурс по привлечению инвестора. Победило ООО «Научно-производственное предприятие «Нортон», выразившее готовность предоставить ракетчикам 424 квартиры на сумму 405,1 млн. рублей (при рыночной стоимости фондов института в 324, 7 млн. рублей по состоянию на 1 октября 2003). Результаты конкурса были согласованы и утверждены в Министерстве имущественных отношений РФ распоряжением № 7311-р от 30 декабря минувшего года. Тем же распоряжением было принято решение и о передаче в госсобственность Пермской области четырех зданий института общей площадью 3.500 кв. м. Эта часть фондов пошла под вышеупомянутую Государственную художественную галерею.
С вступлением в силу заключенного договора на данный момент первые 37 квартир, 24 из которых – в Подмосковье и 13 – в Перми, на сумму более 65,7 млн. рублей уже переданы ООО «НПП «Нортон» представителям РВСН.
Казалось бы, интересы всех сторон соблюдены. Алексий II, например, в личном послании к командующему РВСН генерал-полковнику Николаю Соловцову выразил благодарность за проявленное внимание к нуждам Русской православной церкви. А вот администрацию Пермской области такой «расклад» не устроил. Власти региона продолжают настаивать на безвозмездной передаче в собственность области всех зданий и площадей бывшего военного института. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 1131 от 6 октября 1999 года, предусматривающее, что объекты социальной инфраструктуры ВС РФ могут (но не обязаны. –
Прим. авт.) безвозмездно передаваться в государственную собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, пермские чиновники решили «повоевать» за высвободившиеся фонды. И это при том, что данные фонды к объектам социальной инфраструктуры по большому счету не относятся.
Апеллируя к якобы троекратно заниженной стоимости площадей вуза, еще в конце 2003 года первый заместитель губернатора Пермской области А. Темкин направил жалобу по поводу незаконности сделки в Главную военную прокуратуру. Однако, изучив все обстоятельства проведенного конкурса, специалисты ГВП признали обвинения необоснованными.
После череды безрезультатных жалоб в различные инстанции представители администрации региона решили продолжить «битву» в суде. В марте этого года департаментом имущественных отношений Пермской области был направлен в Пермский арбитражный суд иск к военному ведомству и ООО «НПП «Нортон» о признании недействительными результатов инвестиционного конкурса. Через некоторое время дело было передано на рассмотрение в
Арбитражный суд Москвы по месту нахождения надлежащего ответчика – Министерства обороны РФ.
- По большому счету мы нисколько не сомневались в исходе судебной тяжбы, – говорит начальник строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования РВСН генерал-майор Андрей Хворостьянов. – В условиях крайне напряженной ситуации с обеспечением жильем стратегических ракетчиков мы проделали огромную работу по рациональному использованию высвобождаемых фондов Пермского ВИ, в том числе и в плане юридической обоснованности своих действий. Отрадно, что первые квартиры для ракетчиков от инвестора уже поступили. И в этих условиях, когда было найдено компромиссное решение, отвечающее в том числе и интересам региона, у командования РВСН вызывают крайнее недоумение действия чиновников областной администрации.
По словам генерала Хворостьянова, эти «маневры» сегодня направлены даже не на то, чтобы фонды бывшего военного института все-таки полностью перешли в собственность администрации региона, а скорее, на создание всевозможных препятствий для реализации заключенного соглашения. Ведь в соответствии с существующими юридическими нормами на период рассмотрения дела дальнейшие действия сторон по исполнению условий заключения контракта были приостановлены. А время, как известно, – это тоже деньги, причем немалые. И наряду с материальными издержками в период судебных слушаний стороны договора, безусловно, вынуждены терпеть и издержки морального характера.
В мае нынешнего года
Арбитражный суд г.
Москвы вынес аргументированное определение в пользу ответчиков. Но военные прогнозируют, что точку в этой истории ставить преждевременно, и ожидают от оппонентов очередного иска в вышестоящие судебные инстанции.
…На сегодня объемы получаемого в РВСН жилья позволяют обеспечивать квартирами только увольняемых по оргштатам. В прошлом году, например, за счет всех источников удалось получить немногим более 1.600 квартир. Ситуация же с финансированием программы отселения из закрытых военных городков лиц, утративших связь с армией, такова, что не удается сократить даже очередь. В итоге те, кто еще в строю, вынуждены в лучшем случае обретаться в «общагах» или втридорога снимать жилье. В данный момент в отдельных квартирах проживают 53,9 процента военнослужащих РВСН, а 19,6 процента – в общежитиях. Остальные не имеют никакого жилья. И в данной ситуации получение четырех с лишним сотен квартир – подспорье немалое. Отказаться от этой идеи для командования РВСН было бы равносильно предательству тех людей, которые, изрядно поскитавшись по дальним гарнизонам, продолжают оставаться ни с чем. Только вот у чиновников из администрации Пермской области на сей счет имеется своя логика, в которой места подобным «сентиментам» нет.