Граждане России Николай Чуев и Андрей Егоров дошли до Конституционного суда, пытаясь доказать, что часть 2 статьи 89
Налогового кодекса ограничивает конституционную свободу предпринимательства и нарушает их конституционные права.
Закон позволяет налоговым органам осуществлять выездные налоговые проверки. И если во время их проведения мытарям что-то покажется подозрительным в деятельности компании, то они имеют право проверить ее налоговую добросовестность за три года, предшествовавшие началу этой самой проверки.
Однако во время этой процедуры налоговики могут испытать затруднения в поиске каких-нибудь документов и тогда приостановить проверку на неопределенный срок. А потом, скажем, лет через 10, двинуться дальше в исследовании того же самого периода – то есть искать налоговые недоимки уже 13-летней давности.
Чуев с Егоровым позволили себе усомниться в том, что такая трактовка
налогового кодекса соответствует Конституции. И ошиблись: в высшей российской судебной инстанции сочли, что неограниченный срок налоговых проверок никак не влияет на права и свободы граждан.
С одной стороны, такая позиция вполне понятна. Юрист Александр Контузов утверждает, что приостановление тех или иных следственных действий зачастую бывает оправданно и связано с жизненными обстоятельствами. И приводит такой пример: «Предположим, в ходе расследования уголовного преступления требуется опросить свидетеля и без его показаний дело не может дальше сдвинуться с места. А свидетель, скажем, находится в розыске. Тогда, конечно, имеет смысл отложить расследование до того времени, пока он не найдется».
Руководитель Департамента налоговой политики Министерства финансов Александр Иванов приводит другой аргумент: «В министерствах дефицит людей. Проверяющих могут в любой момент снять с одной проверки и бросить на другую, более срочную. В тот период, когда налоговые органы приостанавливают проверку, их представители не находятся в организации, не мешают никому работать и на ее деятельность никак не влияют. Так что у нас вообще никаких сомнений насчет законности этой нормы никогда не было».
Кроме того, по мнению чиновника Иванова, согласно закону налоговые органы все равно не могут в судебном порядке взыскать пени и штрафы за налоговый период, после которого прошло более трех лет.
Однако 26 мая судья
Московского арбитражного суда Андрей Гречишкин, рассматривавший иск МНС к ЮКОСу, вынес свое знаменитое решение о доначислении компании налогов, пеней и штрафов на общую сумму 99,4 млрд рублей.
В его беспрецедентном определении, в частности, говорится, что норма, касающаяся срока давности (недоимки ЮКОСу предъявлялись за 2000-й год, а дело принято к рассмотрению в апреле 2004-го) распространяется лишь на добросовестных налогоплательщиков.
Иными словами, если налоговики докажут недобросовестность налогоплательщика, проверка которого началась и была приостановлена хоть 10 лет назад, несчастному придется доплачивать за все 10+3 лет.
Александр Контузов сделал на этот счет существенное уточнение: «Дело здесь не в праве, а в его применении. Любую норму можно применять разумно, а можно ею злоупотреблять. Очевидно, что, когда суды неквалифицированные, а чиновники и судьи недобросовестные, наступает произвол».
А вот управляющий одним из западных инвестиционных фондов в России выражается жестче: «При такой позиции Конституционного суда российская Конституция оказывается равносильной басманному правосудию».
Он отмечает, что за последние год-полтора административно-силовая нагрузка на бизнес заметно увеличилась. «Мы это реально ощущаем на примере даже не очень крупных российских компаний, в которые мы инвестируем.
Если раньше в отношении некоторых организаций представители силовых структур заводили дела раз в год, то теперь это может происходить каждый месяц. Предпринимателям приходится не бизнесом заниматься, а по судам таскаться.
Зависимость бизнеса от государства с каждым днем становится существенно сильнее».
Вот на что обратила внимание кредитный аналитик рейтингового агентства Standard & Poor’s Елена Ананькина: «В конечном счете не так уж важно, на какой срок могут приостановить проверку налоговики. Гораздо важнее то, что действия российских налоговых органов непоследовательны и не поддаются никакой логике. Их методики туманны, а результаты совершенно непредсказуемы. Проверив компанию один раз и сочтя, что все в порядке, они могут через три года вернуться и прийти к совершенно новым выводам».
16 ИЮЛЯ 19:46