Шансы банка "Возрождение" вернуть вне очереди 40 млн. долларов за кредиты, выданные четыре года назад обанкротившемуся автозаводу "Москвич", тают. Арбитражный суд столицы признал недействительным договор залога на 26 млн. долларов между заводом и банком. В очереди на имущество "Москвича" стоят и другие кредиторы, в том числе правительство Москвы, которое не желает пропускать банкиров вне очереди.
Арбитражный суд Москвы 2 июля удовлетворил иск обанкротившегося автозавода "Москвич" и признал недействительным договор залога по кредиту в размере около 26 млн. долларов с банком "Возрождение", являющимся одним из кредиторов завода. Другими словами, суд встал на сторону "Москвича", доказывающего, что договор, заключенный в день возбуждения процедуры банкротства АЗЛК (12 мая 2003 года) нарушает закон "О банкротстве". "Он ставит банк "Возрождение" в более выгодные условия по сравнению с другими кредиторами. Кроме того, договор залога, заключенный в полугодовой период до момента возбуждения процедуры банкротства, попадает в категорию "подозрительных сделок", - аргументировали свою позицию юристы "Москвича".
Пять лет назад московские власти попытались реанимировать умирающий автозавод, запустив производство новой модели "Святогор". На "Москвич" пошли двигатели Renault для автомобилей «Renault-Святогор». Тогда же под нажимом московских властей для оплаты поставок было решено подключить банки. АКБ «Возрождение» обязался оплатить французам поставки двигателей. "Позже документарный бизнес был переоформлен в кредиты на «Москвич», - поясняет зампред правления банка «Возрождение» Людмила Гончарова.
Но личное участие Юрия Лужкова и деньги "Возрождения" "Святогору" и "Москвичу" не помогли. Машина не пользовалась спросом, и объемы ее производства неуклонно снижались. Последние 800 машин завод выпустил в 2000 году, а в конце 2001 года остановил производство. Тогда возникла идея передать контроль над заводом правительству Москвы. В обмен на акции ОАО "Москвич" московский мэр обещал найти заводу инвесторов при условии списания долга в 22,4 млрд. рублей перед федеральным центром. Российское правительство было не прочь передать акции завода Москве, но списывать долги не хотело. Возникла другая идея. В начале апреля 2003 года устами главы департамента науки и промышленной политики столичного правительства Евгения Пантелеева было озвучено намерение обанкротить завод, месяцем позже в письме на имя главы правительства Михаила Касьянова Юрий Лужков вновь предложил списать безнадежные долги и возбудить процедуру банкротства "Москвича".
Завод к тому времени уже более трех месяцев не платил за пользование земельным участком.
Процедура внешнего наблюдения была введена на "Москвиче" 18 июня 2003 года, а в январе 2004-го арбитражный суд ввел на АЗЛК внешнее управление сроком на 18 месяцев. Но уже в феврале банк «Возрождение», в отличие от других кредиторов, терпеливо ждущих "у моря погоды", потребовал от АЗЛК погасить 40 млн. долларов, которые ему не были возвращены в срок.
По мнению экспертов, этот шаг был вполне оправдан. За год банкротства долги "Москвича" не уменьшились. Ему предстоит выплатить кредиторам колоссальную сумму в 33 млрд. рублей (более 1 млрд. долларов), из которых более 22,4 млрд. рублей приходится на долги федеральному центру, 2,3 млрд. - московскому правительству и 740 млн. - "Мосэнерго". И иначе как "натурой", то есть землей, строениями и оборудованием, завод погасить долги не может. Впрочем, по мнению руководителя аналитического отдела банка "Зенит" Сергея Суверова, автопром в столице нерентабелен из-за высокой стоимости рабочей силы и электроэнергии. По его словам, единственными ликвидными активами АЗЛК являются сотня гектаров земли и производственные площади. Сейчас на площади в 30 гектаров в одном из корпусов автогиганта расположилось СП мэрии и французского концерна Renault - АО "Автофрамос" по сборке автомашин Renault.
Но тут на кону оказались еще два участка территории АЗЛК - в 60 и 20 гектаров. Банк был не прочь пойти на мировую. Но предложение автозавода конвертировать долг "Москвича" в акции создаваемой на базе предприятия новой компании, а после продажи акций - погасить долг перед "Возрождением ", энтузиазма у банка не вызвало. В результате 29 марта суд по трем искам "Возрождения" в качестве обеспечения кредитов, выданных банком заводу, наложил арест на имущество АЗЛК. По экспертным оценкам, арестовано около 70% оборудования АЗЛК - на сумму примерно 40 млн. долларов.
Естественно, что крупнейшие кредиторы простаивающего завода, ждущие денег от «Москвича» намного дольше, чем банкиры, посчитали себя обойденными. По угрозой оказались широко разрекламированные планы московского правительства начать в 2005 году производство новых моделей Renault на площадях АЗЛК, так как эти площади теперь арестованы. Арбитраж, поставив банкиров на место, кстати, отнюдь не первое в списке кредиторов, решил и эту проблему.