Арбитражный суд Москвы отклонил иск ЗАО "Агентство стратегических коммуникаций" о защите деловой репутации к Генеральной прокуратуре и начальнику управления информации и общественных связей этого ведомства Наталии Вишняковой.
История эта началась в конце октября прошлого года, когда сотрудники Генпрокуратуры и ФСБ России провели обыск в Агентстве стратегических коммуникаций (АСК). Это агентство специализировалось на политическом консультировании. Как сообщили тогда в Генпрокуратуре, обыск проводился в рамках дела о хищениях и уклонении от уплаты налогов дочерними компаниями "ЮКОСа". Однако в АСК заявили, что ни с "ЮКОСом", ни с его компаниями никаких дел не имели. Основным клиентом АСК, заявили представители агентства, является партия "Яблоко", которую спонсирует лично Михаил Ходорковский. Следователи изъяли документацию и компьютерные серверы, а также $700 тысяч, принадлежность которых никто из сотрудников АСК не объяснил.
Спустя несколько дней начальник управления информации и общественных связей Генпрокуратуры Наталия Вишнякова сообщила на пресс-конференции, что в ходе обысков были изъяты серверы, на которых обнаружены документы, касавшиеся "схемы оптимизации налогов" компании "ЮКОС" через закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) "Лесной".
Примерно месяц назад юристы АСК подали иск в Арбитражный суд Москвы о защите деловой репутации.
- Сам факт прихода к нам представителей Генеральной прокуратуры и ФСБ, последующая информация об этом в прессе и эфире - уже это нанесло нам урон, - прокомментировала "Известиям" решение суда генеральный директор АСК Ольга Патрушева. - Кроме того, все, что относилось к "ЮКОСу", тогда воспринималось в общественном сознании негативно. Таким же образом это отразилось и на нас.
По словам госпожи Патрушевой, слушания по существу начались 1 июля и в этот же день суд вынес решение об отказе в иске.
- Скорее всего мы его оспорим, - сказала она. - Суд, как нам кажется, недостаточно подробно изучил материалы дела. Мы заявили ряд ходатайств, но суд их отклонил, в частности, ходатайство о проведении экспертизы содержимого изъятых серверов и представленных Генпрокуратурой распечаток файлов.
Свое решение об отказе суд мотивировал так. Во-первых, Генпрокуратура доказала, что документы, о которых говорила Вишнякова, действительно находились на изъятых серверах. Во-вторых, Генпрокуратура и лично Вишнякова не нанесли ущерба АСК, поскольку в телеэфире, где звучала прямая речь представительницы Генпрокуратуры, она не произносила названия агентства.
Что касается изъятых денег, то изначальная сумма в $700 тысяч сейчас значительно поубавилась. Ряд частных лиц (госпожа Патрушева отказывается их назвать) написали заявления в Генпрокуратуру о том, что это их деньги. И Генпрокуратура вернула им деньги. Причем на удивление легко. В случаях, когда речь шла о суммах меньше $10 тысяч, не требовалось даже личного присутствия заявителя. Одного человека, чей "вклад" превышал эту сумму, пригласили в Генпрокуратуру, однако "допроса с пристрастием" не было - следователь удовлетворился формальными объяснениями, когда человек оставил деньги и при каких обстоятельствах. Осталась только сумма (скорее всего не менее половины первоначально изъятой), на которую претендует один человек - госпожа Патрушева и в этом случае не назвала ни сумму, ни ее обладателя. Он также написал заявление о возврате денег, но ответа на него из Генпрокуратуры пока не поступило.