МНС, успешно засудив “ЮКОС” за налоговую оптимизацию, готовится поставить эту деятельность на поток. И для этого выпустило специальные инструкции для инспекций о том, как ловить за руку нефтяников и строителей, оптимизирующих свои налоговые обязательства.
МНС разработало документы, в которых перечислены типовые “схемы ухода от налогов”, используемые нефтяниками и строителями. По словам начальника департамента налогообложения прибыли МНС Карена Оганяна, эти инструкции рассказывают региональным налоговым инспекторам, на что надо обращать внимание при проверке компаний из этих отраслей, каковы налоговые последствия каждой схемы и как собирать доказательства уклонения от уплаты налогов для судов. “Схемы имеют отраслевую специфику: в сфере торговли они одни, а в строительстве — другие”, — обосновывает Оганян составление подобных документов.
Другой чиновник МНС пояснил “Ведомостям”, что всего отраслевых руководств будет порядка 20 и на подходе инструкции по торговцам и металлургам. По словам еще одного налоговика, руководство по работе с нефтяниками было разослано в декабре, а “строительная инструкция” — в марте и они уже применяются местными инспекциями, “но об эффекте говорить пока рано”. МНС планирует обновлять письма по мере выявления новых налоговых схем. Так, уже готовится апгрейд нефтяной инструкции по результатам рассмотрения в московском арбитражном суде иска к “ЮКОСу”. “С преобразованием МНС в федеральный надзор составление писем активизировалось, ведь наши контрольно-надзорные функции теперь усиливаются”, — говорит чиновник. По его словам, МНС не будет публиковать свои инструкции, чтобы налогоплательщики не считали “своей обязанностью” обжаловать их в судах.
Сотрудники МНС считают “незаконными” и “говорящими о недобросовестности” компаний описанные в инструкциях схемы. Однако опрос знакомых с этими инструкциями чиновников и юристов показал, что МНС обобщило в документах обычную практику оптимизации налоговых платежей.
В частности, МНС советует инспекторам внимательно изучать выполнение фирмами строительных работ для собственных нужд и продажу помещений через инвестсоглашения. Полученные по схемам долевого участия и соинвестирования деньги компании оформляют как авансовые платежи, а не как выручку за проданный объект, что позволяет отложить уплату НДС и налога на прибыль до сдачи объекта и его “окончательной продажи”. Налоговикам рекомендуется обращать внимание и на вексельные расчеты за построенные помещения и страхование рисков их покупателями. В деятельности нефтяников МНС советует проверять на предмет занижения цен продажи нефти и нефтепродуктов внутри холдингов, выявлять цепочки взаимозависимых лиц и анализировать законность региональных налоговых льгот.
Налоговики занялись излишней детализацией схем налоговой минимизации, поскольку все они — “незначительные модификации на основе единого скелета”, считает ведущий юрист агентства “Ирсан” Максим Яковлев. “Начинается охоту на ведьм: скоро будут считать добросовестным налогоплательщиком только того, кто вообще не занимается оптимизацией налогов, — говорит он. — Но, в отличие от налогового преступления, налоговая схема законна”. Руководитель экспертного комитета по налогам Госдумы Михаил Орлов считает, что простой обмен опыта МНС и инспекций “можно было бы только приветствовать”, но советы федеральных чиновников на местах могут “применяться примитивно”, хотя использование инвестиционных договоров строителями совершенно не обязательно свидетельствует об уклонении от налогов.
Некоторые из перечисленных налоговиками схем активно используются в московском стройкомплексе, отмечает управляющий партнер Corpus Juris Алексей Новоселов. Особенно часто строители раздувают затраты, занижая налог на прибыль, замечает Эдуард Кучеров из “Бейкер Тилли Русаудит”, ведь “трудно проконтролировать, сколько тонн песка потрачено на стройке”. Но большинство строительных схем вполне легальны и как максимум позволяют отсрочить уплату налога до окончания строительства, говорит Татьяна Матвейчева из ФБК. А вот найденные МНС 18 нефтяных схем не новы и уже почти не применяются.