Адвокат ЮКОСа Сергей Пепеляев после оглашения судом решения заявил: «Либо высшее руководство страны лукавит, говоря, что не хочет банкротства ЮКОСа, либо чиновники запутались в своих действиях».
И действительно – сегодняшнее судебное заседание началось с того, что Сергей Пепеляев предложил МНС заключить мировое соглашение – по закону это можно сделать в любой момент процесса по делу.
Однако представители налогового органа неожиданно заявили, что они не уполномочены вести такого рода переговоры. И более того – им ничего не известно о том, что в настоящее время такие переговоры с ЮКОСом ведутся.
И тактика ведения судебного процесса тут же изменилась кардинальным образом. В ходе всех предыдущих заседаний председательствующий Валерий Коротенко проявлял желание до конца во всем разобраться (и в конце прошлой недели говорил в этой связи, что намерен выслушивать стороны еще две недели), соблюдал все процессуальные нормы, давал всем сторонам высказаться и даже делал предупреждения юристам МНС, когда те отвлекались.
А сразу после заявления МНС о том, что никаких переговоров с ЮКОСом никто не ведет, Коротенко как-то потерял всякий интерес к выступающим, и лишь тихо сам переговаривался о чем-то с другими судьями.
Он не стал до конца выслушивать адвоката «ЮКОС-Москвы» Михаила Доломанова, забыл предоставить слово в прениях представителям МНС и начисто пренебрег таким процессуальным моментом, как «реплики сторон».
Скомкав заседание, Валерий Коротенко объявил, что суд удаляется на совещание с тем, чтобы вынести свой окончательный вердикт.
Решение судьи подготовили на удивление быстро, им понадобилось на это всего около часа – даже стандартные ходатайства, которых в ходе этого же процесса было чрезвычайно много, рассматривались порой более двух часов.
Апелляционная инстанция под председательством Коротенко в целом оставила в силе решение суда первой инстанции и
признала незаконными лишь арифметические ошибки, допущенные МНС в своих требованиях, – в общей сложности на 33 млн рублей.
Кстати, эти ошибки накануне представители МНС в ходе выступления адвокатов ЮКОСа признали и сами.
Правда, сегодня они попытались забрать эти слова обратно, но было уже поздно – по всей видимости, суд к сегодняшнему заседанию уже успел определиться со своей точкой зрения по существу.
На изготовление мотивировочной части решения суду отведено пять дней, и еще столько же – на доведение ее до сторон. Сразу после получения решения представители МНС могут получать исполнительный лист и направляться в банк за наличностью ЮКОСа. А когда выяснится, что ее не хватает – распродавать арестованное в обеспечение иска имущество нефтяной компании.
По расчетам адвокатов ЮКОСа,
МНС получит исполнительный лист уже в течение одного-трех дней. Еще три дня у налоговых органов уйдет на то, чтобы получить подтверждение из банка об отсутствии у ЮКОСа достаточных средств для исполнения решения суда. Часть долга будет списана со счетов нефтяной компании, а для получения оставшейся суммы в течение суток можно будет возбудить исполнительное производство в службе судебных приставов. При большом желании имущество компании может быть продано уже в конце июля.
У ЮКОСа теоретически остается возможность подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Московского округа, который тоже мог бы сказать свое слово в этом деле, а до того времени приостановить исполнение решения
арбитражного суда Москвы. Однако федеральная инстанция для начала должна согласиться с целесообразностью ходатайства и принять его к рассмотрению, а затем еще и принять решение о приостановлении действия решения суда низшей инстанции.
На все это уйдет минимум три дня после получения ЮКОСом мотивировочной части решения судьи Коротенко (без нее в федеральном окружном суде жалобу просто не примут).
Вот что удивительно:
рынок акций как-то мягко отнесся к этой довольно существенной новости из судебных коридоров власти: за четыре часа, прошедшие после принятия судом решения, ЮКОС подешевел только на 7% – в то время как после высказывания президента в Ташкенте о недопустимости банкротства компании вырос за полчаса на 30%.
Как-никак, а именно вторник – день вступления решения МНС, одобренного судом, в законную силу. И если еще пару недель назад такого рода новости могли уронить акции нефтяной компании на 10–15%, чуть было не доведя торги до приостановления, то последние 10 дней инвесторы реагируют лишь на новости из других эшелонов власти.
Аналитики говорят, что теперь только новости из Кремля способны сдвинуть акции ЮКОСа с мертвой точки.
29 ИЮНЯ 18:07