Rambler's Top100
 
В начало  
о суде  ·  правовые основы  ·  арбитражный процесс  ·  практика  ·  карта сайта  ·  поиск
Историческая справка
Структура суда
Отчет о работе
Режим работы
Адрес
СМИ о суде
Здание суда
  Найти:
    Как искать?  

ВАС РФ

Гарант-Интернет

Конституция РФ
О суде

СМИ о суде

БИЗНЕС ВАЖНЕЕ ВЕНДЕТТЫ

Всю неделю знатоки политики ломали голову, почему вдруг президент нарушил обет "великого молчания", который он хранил в отношении ЮКОСа долгие месяцы, и заявил свою позицию по нефтяной компании? Слова Путина о том, что государство не заинтересовано в банкротстве нефтяной компании, в правительстве восприняли как отмашку немедленно высказаться. Все комментарии чиновников были перепевами уже сказанного первым лицом, с небольшими вариациями на заданную тему.

ПРЕЗИДЕНТ ПРОЗРЕЛ НА ОСТРОВЕ

Осведомленные люди излагают следующую версию прорыва информационной блокады наверху. Снаряжая президента на саммит "восьмерки" в США, кремлевские стратеги предупреждали его, что коллеги "по высшему обществу" намерены изрядно подпортить ему настроение неприятными вопросами о судьбе опальной нефтяной компании. Так что Путин готовился к серьезному бою на сказочном острове Си-Айленд. Однако главы государств ни разу не затронули скользкую тему. Именно этот факт и насторожил российского президента. Как бывший разведчик он заподозрил, что это неспроста. Если западные лидеры, вопреки всем прогнозам, не критикуют его за принудительное перевоспитание ЮКОСа, значит, по каким-то причинам сложившаяся ситуация им выгодна. Рассказывают, что подозрения Путина подтвердил его советник Андрей Илларионов, к которому президент тут же на месте обратился за разъяснениями. Илларионов признался, что ЮКОС уже практически на грани банкротства, что уничтожение компании приведет к ослаблению России на э нергетическом мировом рынке. Иностранные корпорации заинтересованы в том, чтобы мощный конкурент был устранен со сцены, это лишь укрепит их позиции. Точно так же им выгодно, чтобы ЮКОС национализировали. Тогда будет проще и легче пробиться на российский рынок. С госкомпанией всегда можно договориться, прейскурант цен на решение бизнес-проблем в России на Западе всем хорошо известен.

Видимо, доводы Илларионова пали на благодатную почву. Не секрет, что Путин прежде всего государственник. Интересы страны для него важнее вендетты.

ЮКОС - СПОНСОР ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ-2008

Многие наблюдатели убеждены, что противостояние власти и ЮКОСа во многом замешано на личностном конфликте. Путин воспринимал Ходорковского как опасного конкурента. Нефтяной магнат был единственным, кто позволил публично перечить главе государства, выступил с неудобной для него критикой. Оказавшись за решеткой, Ходорковский пощады не запросил. Его знаменитое письмо о крахе либерализма в Кремле за покаяние не сочли.

Примерно месяц назад один очень важный человек в сердцах заявил в узком кругу: "Те, кто хочет уничтожить компанию, ни черта не понимают в экономике. Еще немного - и фондовый рынок могут совсем обвалить. А те, кто понимает, чем обернется вся эта история для экономики, боятся сказать правду президенту".

Действительно, после того, как был уволен Александр Волошин, заступившийся за Ходорковского, желающих рискнуть своим положением больше не нашлось. Всем казалось, что Путин хочет уничтожить ЮКОС. А если есть политический заказ, денег у нас в стране не считают. Когда же президент, возвратившись с "восьмерки", разрешил либеральному окружению говорить на запретную тему, они подтвердили правоту Илларионова: масштабы последствий борьбы с нефтяной компанией катастрофичны. Конечно, можно разом получить с компании три миллиарда долларов, которые обязал вернуть в бюджет Арбитражный суд. И хотя нефтяники утверждают, что таких денег на счетах у них нет, но с распродажи юкосовского наследства их удастся наскрести. Правда, после этого компания будет угроблена, и больше "оброка" с нее не взять. Если раньше ЮКОС ежегодно платил свыше трех миллиардов долларов налогов, то теперь государство их недосчитается.

Одним из важных аргументов, к которому прибегли либералы, отстаивая право ЮКОСа на жизнь, было напоминание о президентской кампании 2008 года, которая уже не за горами. Чтобы обеспечить победу надежному преемнику или переизбрать Владимира Путина на третий срок, понадобятся очень большие деньги. И тут очень могли бы пригодиться те миллиарды долларов, которые за эти годы ЮКОС заплатит в казну, если, конечно, корпорация сохранится.

В результате консультаций решено было, что пора высказаться по ЮКОСу. Но лучше оформить слова президента не как специальное заявление, а ремарку между делом. Ждали только подходящего момента. И как нарочно в Ташкенте журналист, которого трудно заподозрить в ангажированности, поинтересовался мнением президента о ситуации с ЮКОСом. На телекартинке было видно, как президентский пресс-секретарь Алексей Громов, не посвященный в замысел, явственно вздрогнул, услышав вопрос. Известно, что если слова президента не подлежат цитированию, то пресс-служба в форме, не подразумевающей возражения, просит их нигде не употреблять, а еще лучше вовсе забыть. Но в данном случае этого не произошло. У президента уже была "домашняя заготовка" на вопрос, и его ответ немедленно передали информагентства.

Поговаривают, что высокопоставленные чиновники, которые выступали за полное разрушение компании, могли получить вполне солидную компенсацию за свое поражение. После слов президента о послаблении ЮКОСу фондовый рынок взлетел на 35 процентов. Посвященные в детали запланированного выступления в тот день могли стать миллионерами.

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

В общем хоре заявлений о ситуации с ЮКОСом несколько диссонансом прозвучало требование министра финансов, что компания "должна продать свои активы на рынке", чтобы оплатить налоговые обязательства. "МН" уже писали, что в отношении ЮКОСа Алексей Кудрин консолидировался со сторонниками жёсткого курса, к которым относятся Устинов, Патрушев, Сечин и Виктор Иванов (N17 "Кремль - ЮКОС: неоконченная война"). Эта группа товарищей считает необходимым перекроить нефтяной рынок в пользу дружественных им компаний. Сегодня чаще других называют Газпром и "Сургутнефтегаз".

Реакция акционеров на выдвинутый министром ультиматум последовала незамедлительно: готовы пожертвовать "Сибнефтью". (Напомним, что в апреле прошлого года две нефтяные компании договорились объединиться, "Сибнефти" должно было принадлежать 35 процентов акций компании "ЮКОССибнефть".) Источники "МН" рассказывают, что, когда посадили Михаила Ходорковского, в офис ЮКОСа немедленно прибыли гонцы от Романа Абрамовича. Они настаивали на том, что в боевых условиях оперативное управление совместным предприятием разумнее отдать их надежным людям. Так, председателем правления объединенной компании предлагался Александр Волошин, который умеет договариваться с властью, а председателем совета директоров - Евгений Швидлер, глава ОАО "Сибнефть". Однако тогда юкосовцы от предложений партнеров отказались, расценив их как перехват управления и "поглощение" компании Абрамовичем. Почему же теперь они легко готовы избавиться от "Сибнефти"?

Дело в том, что сегодня "Сибнефть" может сыграть роль троянского коня внутри ЮКОСа. В России уже было масса случаев, когда миноритарные акционеры пожирали мажоритарных. Достаточно вспомнить классический пример, как Газпром отобрал НТВ у Гусинского: на момент захвата формально у Газпрома было 49 процентов акций. Сегодня какой-нибудь подобный трюк вполне может повторить "Сибнефть". Тем более что бизнес-команда "Сибнефти" считается едва ли не самой сильной по части того, что на бизнес-языке называется "корпоративными слияниями и поглощениями".

Именно в таком ракурсе разбирающиеся в ситуации люди расценивают наезды председателя Счетной палаты Сергея Степашина на губернатора Чукотки. Дескать, на Абрамовича давят, чтобы он занял в деле ЮКОСа более активную позицию. Поэтому юкосовцы спешат избавиться от взрывоопасных активов, чтобы застраховать себя от удара с тыла.

ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА

В четверг состоялось годовое собрание акционеров ЮКОСа. Вопреки слухам, ходившим накануне, никаких эксцессов не произошло. Как и предполагалось, в совет директоров был избран Виктор Геращенко. Скорее всего, он станет его председателем. Геращенко чрезвычайно осторожен в комментариях, он не предлагает скоропалительных рецептов спасения компании, но демонстрирует убежденность, что с трудностями удастся справиться. В приватных разговорах Геращенко не скрывает своих профессиональных и человеческих симпатий к Ходорковскому. И это неудивительно. В конце 80-х - начале 90-х годов Геращенко, будучи главой Государственного банка СССР, был активным сторонником создания в стране частных коммерческих банков и многим из них помог встать на ноги. Установление добрых отношений между Геращенко и Ходорковским относится как раз к тому времени, когда группа молодых предприимчивых людей из Центра научно-технического творчества молодежи решила основать банк МЕНАТЕП.

Сегодня никто не берется спрогнозировать, чем завершится процесс над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Москва полна всевозможными слухами, что противоборствующие стороны договариваются, что болезнь адвоката Падвы, из-за которой переносится слушание дела, носит дипломатический характер, чтобы выиграть время, что вот-вот акционеры нефтяной компании выступят с громкими неожиданными заявлениями. На таком штормящем фоне Арбитражный суд Москвы снял в среду запрет на взыскание с компании ее долга перед государством. То есть над корпорацией вновь нависла угроза, что ее заставят немедленно выложить свыше трех миллиардов долларов. Со стороны все эти действия и слухи очень напоминают хорошо спланированную кем-то игру на нервах, чтобы решить вопрос с ЮКОСом в свою пользу.

Московские Новости, Рамблер-Медиа
25/06/2004 17:03:00
Оригинал материала
Архив:
«июнь 2004 г.»
ПнВтСрЧтПтСбВс
 010203040506
07080910111213
14151617181920
21222324
25
2627
282930        
TopList
Рекомендовано каталогом Апорт
   
[о суде] [правовые основы] [арбитражный процесс] [практика] [карта сайта] [поиск]

© Арбитражный суд г. Москвы, © Разработка "Гарант-Интернет",  НПП "Гарант-Сервис"