Вчера федеральный суд Швейцарии разблокировал акции юкосовского фонда Veteran Petroleum Trust на сумму $3 млрд. Кроме того, суд оштрафовал федеральную прокуратуру, поспешившую оказать правовую помощь Генпрокуратуре России, не разобравшись в деле. Одновременно ЮКОС предложил премьеру Фрадкову приступить к переговорам.
25 марта федеральная прокуратура Швейцарии блокировала счета десятка компаний и целого ряда физических лиц в рамках оказания правовой помощи российской Генпрокуратуре по делу, именуемому на юридическом языке "А. Голубович и др.", а в просторечии - дело ЮКОСа. Правда, уже 22 апреля прокуратура Швейцарии по собственной инициативе разблокировала счета двух дочерних компаний группы МЕНАТЕП - Polyfert и NW NordWest. Кроме того, стало известно, что в прокуратура Лихтенштейна отказалась предоставить России правовую помощь по делу ЮКОСа, сославшись на то, что приведенные обвинения недостаточно подкреплены доказательствами.
Как пишет 'Коммерсант', в минувший четверг суд Швейцарии разблокировал счет компании Pecunia Universal. Об этом сообщил Оливер Чирич - сотрудник женевской адвокатской фирмы Poncet Turrettini Amaudruz Neyroud & Associes, которая представляет интересы группы МЕНАТЕП. Какими соображениями руководствовался суд, неизвестно, поскольку мотивировка еще не опубликована.
Однако решение суда было крайне важным для ЮКОСа, поскольку позволит компании избежать дефолта. Дело в том, что в сентябре 2003 года ЮКОС запросил на международном банковском рынке кредит в $1 млрд. Заем был предоставлен синдикатом банков, который был организован французским банком Societe Generale. Позже, в связи со слиянием с "Сибнефтью", ЮКОС запросил еще $1,6 млрд под стопроцентную гарантию швейцарского банка UBS, который давно ведет финансовые операции с группой МЕНАТЕП. Гарантия была подкреплена соответствующим депозитом компании Pecunia Universal.
Арест же этого счета поставил под вопрос репутацию и платежеспособность не только ЮКОСа, но и банка UBS. Можно предположить, что это сыграло не последнюю роль в решении федерального суда. Да и адвокаты Франсуа-Роже Мишели и Брюно де Пре в своих апелляциях делали упор как раз на то, что блокирование счетов мешает нормальной деятельности компаний, не давая возможности производить расчеты.
Вчера тот же суд принял новое сенсационное решение - были разморожены акции фонда Veteran Petroleum Trust на сумму $1,7 млрд (при блокировании этот пакет стоил $3 млрд, но потом подешевел в связи со скандалами вокруг ЮКОСа). Этот фонд, напомним, выплачивал пенсии 40 тыс. сотрудникам ЮКОСа. Мотивировка этого решения тоже пока неизвестна, но уже сейчас можно констатировать, что швейцарский суд поставил под сомнение профессиональную состоятельность Генпрокуратуры России. Ведь та в своих международных поручениях утверждала, что счета и акции нужно непременно заблокировать, поскольку они принадлежат "преступной группе Ходорковского-Лебедева". При этом Басманный и городской суд Москвы не удосужились проверить обоснованность претензий прокуратуры, поверили ей на слово и санкционировали аресты счетов и ценных бумаг.
Зато швейцарские судьи провели собственную проверку и выяснили, что заблокированные средства не имеют никакого отношения к преступлениям, в которых обвиняются Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и другие акционеры ЮКОСа и МЕНАТЕПа.
Адвокат Оливер Чирич ответил на вопросы 'Коммерсанта', и по его словам, решение суда важно. 'Во-первых, федеральный суд разделил нашу озабоченность чрезмерным
усердием федеральной прокуратуры в оказании правовой помощи России, власти которой с августа прошлого года рассылают запросы о правовой помощи, о дополнительных блокированиях. Однако все они носят общий характер, неконкретны, ссылки неточны, и совершенно не доказано обвинение в отмывании денег. Во-вторых, история с Pecunia Universal грозила ЮКОСу дефолтом и признанием несостоятельным должником. Ссуда в $1,6 млрд могла быть в любой момент предъявлена к взысканию, и у компании не было бы возможности сразу погасить ее. Кроме того, это был и наиболее простой случай, так как Pecunia Universal не имеет никакого отношения к операциям с "Апатитом", о котором идет речь в российском запросе', - говорит адвокат.
Что же касается дела ЮКОСа, то позиция защиты нисколько не изменилась. По словам Чирича, все дело представляет политическую операцию, направленную против Михаила Ходорковского, который посмел поддержать оппозицию режиму. 'Если дело носит политический характер, швейцарское право запрещает предоставление правовой помощи, и мы будем настаивать на принятии такой точки зрения', - считает адвокат.
Тем временем, как сообщает Би-Би-Си, руководство ЮКОСа на прошлой неделе направило письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову, в котором предложило свой вариант урегулирования до суда ситуации вокруг претензий налоговиков к компании. "Руководство компании просит правительство реструктурировать налоговую задолженность ЮКОСа, для чего необходимо снять арест с активов компании, - приводит слова представителя ЮКОСа "Интерфакс". - В случае снятия ареста с активов компании, ЮКОС сможет до конца года погасить около 70% налоговой задолженности".
Об этом же "Ведомостям" рассказал заместитель председателя правления ЮКОСа Юрий Бейлин, по мнению которого "банкротство ЮКОСа никому не нужно". Министерство по налогам и сборам требует от ЮКОСа доплатить эквивалент 3,4 млрд. долларов налогов за 2000 год. Арбитражный суд Москвы 18 июня Арбитражный суд Москвы вновь будет рассматривать этот вопрос. ЮКОС уже заявил, что в случае удовлетворения судом требований МНС компании может грозить банкротство.
Как сказал "Интерфаксу" представитель ЮКОСа, компания обратилась к своим основному акционеру - оффшорной компании Group Menatep - с просьбой помочь выйти из сложившейся ситуации. "Group Menatep может выступить гарантом выплаты части этой задолженности", - сказал представитель ЮКОСа. ЮКОС намеревается также заручиться поддержкой акционеров в вопросе проведения допэмиссии акций, которые будут использованы для погашения налоговой задолженности.
По информации "Ведомостей", ЮКОС хочет договориться с Group Menatep о продаже части принадлежащего ей пакета акций ЮКОСа структурным подразделениям нефтекомпании или государственным банкам, а также о возможной продаже некоторых активов. Однако источник в Белом доме сказал газете, что Фрадков не будет вести переговоры с ЮКОСом. "Сепаратные переговоры подтвердили бы обвинение, что власть преследует компанию ради захвата активов", - отметил источник.