Решение Московского арбитражного суда по делу ЮКОСа, обязавшее компанию доплатить 3,4 млрд долларов налогов, грозит крупными неприятностями тысячам компаний, которые экономили на уплате налогов с помощью инвестиционных соглашений с региональными властями.
В мотивировочной части решения судья Андрей Гречишкин пояснил, что получившие от регионов налоговые льготы на 48 млрд рублей компании, которые покупали, транспортировали и хранили добытую ЮКОСом нефть, не имели права на льготы, так как их инвестиции в экономику регионов "несоразмерны" полученным льготам. Именно на этом основании суд счел применение льгот незаконным, налогоплательщиков - недобросовестными, а ЮКОС - ответственным за уплату налогов.
Подобная схема рассуждений может быть применена и к льготам, которые получили на Чукотке фирмы, вовлеченные, по мнению Счетной палаты, "в финансовые схемы НК "Сибнефть", сообщают "Ведомости" со ссылкой на анонимного аналитика. А также и ко многим другим компаниям. Формальной привязки размера льгот к размеру инвестиций в регион нет нигде, поэтому решение о "соразмерности" зависит от воли судьи.
Логика суда выглядит странной, считает Валерий Тутыхин из юридической компании "Джон Тайнер и партнеры". Ни в одном федеральном законе требования соразмерности не было, говорит он, а регионы сами определяли, кому давать льготы. "Предоставление льгот никогда не ставилось законодательством в зависимость от объема инвестиций", - соглашается ведущий юрист "Объединенных консультантов ФДП" Александр Костин. "Как оценить соразмерность инвестиций? - недоумевает бывший гендиректор Агентства развития и сотрудничества при президенте Калмыкии Алексей Кучеренко. - Если компания получила льготу на 100 рублей, а вложила 20, это соразмерные инвестиции или нет?"