Что упало, то пропало. Вероятно, именно эту поговорку взяли на вооружение российские власти, начавшие почти год назад беспрецедентную атаку на “ЮКОС”. Капитализация недавнего флагмана фондового рынка, исправно качающего все дорожающую нефть, упала в два раза. Инвесторы, похоже, смирились с мыслью, что одной “голубой фишки” в России больше нет.
На днях инвестбанк Morgan Stanley исключил акции “ЮКОСа” из своего модельного портфеля, заменив их на бумаги американской нефтекомпании Marathon Oil. Одновременно банк понизил рекомендацию по акциям “ЮКОСа”. Аналитик Morgan Stanley Крейг Кеннеди отмечает, что риск удовлетворения претензий МНС к нефтекомпании на $3,4 млрд слишком высок, намерения Кремля в отношении “ЮКОСа” не ясны и вариантов развития ситуации вокруг компании множество. В пятницу акции “ЮКОСа” на бирже РТС стоили $7,5, а капитализация составляла $20 млрд. С начала конфликта с российскими властями они подешевели вдвое, а индекс РТС вырос на 11%. “Судьба „ЮКОСа“ в руках государства, — говорит аналитик „НИКойла„ Лев Сныков, — не исключено, что компания может потерять свои активы“. “Самый негативный сценарий — полное банкротство компании и срочная распродажа ее активов с 70%-ным дисконтом, — говорит аналитик „Тройки Диалог“ Каха Кикнавелидзе. — Тогда акции „ЮКОСа„ обесценятся“. А руководитель департамента стратегического развития „Газпрома“ Влада Русакова уже сообщила, что госмонополия не прочь поучаствовать в покупке активов „ЮКОСа“. Правда, на следующий день „Газпром“ поспешил дезавуировать заявления своего менеджера. По мнению аналитиков „Ренессанс Капитала“, в случае добровольного отказа акционеров „ЮКОСа“ от своих активов сумма налоговых взысканий может быть ограничена $3,4 млрд и цена акций „ЮКОСа“ вырастет до $13. Не исключают в “Ренессансе” и банкротства компании.
Руководитель аналитического отдела банка “Зенит” Сергей Суверов уверен, что власти не допустят окончательного обесценения акций “ЮКОСа”. “Эти бумаги есть в портфелях крупных международных инвестфондов”, — подчеркивает он. Иностранцы действительно внимательно следят за ситуацией вокруг “ЮКОСа” и проявляют все большую обеспокоенность соблюдением прав собственности в России. Так, после заявления Русаковой ADS “Газпрома” упали на 12%, хотя газовая монополия только выиграет от усиления контроля над нефтяным сектором. В дальнейшем цена ADS “Газпрома” вернулась на прежний уровень.
Долгое время у “ЮКОСа” была репутация одной из худших российских компаний с точки зрения корпоративного управления. Такой имидж нефтекомпании создал один из самых известных инвесторов-стервятников мира, Кеннет Дарт, борьбу с которым “ЮКОС” вел три года — до середины 2000 г. Победив Дарта, акционеры и менеджмент “ЮКОСа” приложили огромные усилия для повышения инвестиционной привлекательности компании. В июне 2000 г. годовое собрание акционеров “ЮКОСа” впервые решило выплатить дивиденды — 3 млрд руб. По новой редакции устава компании риск размывания миноритарных долей был сведен в минимуму (решение о допэмиссии принимается квалифицированным большинством голосов: 75% плюс одна акция). Компания объявила о том, что будет ежеквартально публиковать свою отчетность по стандартам GAAP. “ЮКОС” одним из первых среди крупных российских компаний раскрыл структуру собственности. В ходе программы повышения капитализации основные владельцы нефтекомпании периодически выводили на рынок небольшие пакеты акций, обещая снизить свою долю до контрольного пакета. Несколько раз “ЮКОС” становился самой дорогой российской компанией. В июне 2000 г. акции “ЮКОСа” стоили $0,7, а к моменту задержания одного из совладельцев компании — Платона Лебедева в июле 2003 г. в 20 раз больше — $14. В октябре был отправлен за решетку бывший председатель правления “ЮКОСа” Михаил Ходорковский, за день акции упали с $14,5 до $11,8. Но инвесторы продолжали надеяться на лучшее. Еще 12 апреля этого года “ЮКОС” стоил более $40 млрд (цена акции — $15,5), вес компании в индексе РТС был больше четверти. Но решение московского арбитража в пользу МНС разубедило в благоприятном исходе самых отчаянных оптимистов.
В последнем рэнкинге 500 крупнейших компаний мира по рыночной стоимости, составляемом газетой Financial Times, “ЮКОС” занимал 168-е место с капитализацией $29,4 млрд (данные на 25 марта). Сейчас “ЮКОС” оказался бы уже на 263-м месте.