Скандал, в центре которого оказалась фигура бывшего руководителя компании «Росвооружение» и экс-главы МАПО-банка Евгения Ананьева, вновь привлек внимание к конкурентной борьбе на рынке вооружений и господствующим здесь нравам. Итальянская прокуратура обвиняет Евгения Ананьева в получении взятки при продаже Перу трех истребителей МиГ-29 в 1998 году за 117 млн. долл. и отмывании этих денег. Сумму взятки следователи определи в 18 млн. долл. Утверждается, что самолеты были подержанными и их реальная стоимость была в несколько раз меньше. Где сейчас сам Ананьев, неизвестно. По некоторым данным, он может скрываться от итальянского правосудия в России. Если это так, итальянской Фемиде рассчитывать не на что: Россия своих граждан не выдает. Но в «заложницах» у итальянцев осталась знакомая Ананьева Ольга Бельцова, на чей счет переводились средства, – ее поместили под домашний арест.
За последние два года российский экспорт военно-технической продукции вырос более чем на 2 млрд. долл. и достиг 5,7 млрд. долл., из которых на долю «Рособоронэкспорта» пришлось в 2003 г. 5,2 млрд. долл. Данные международных наблюдателей несколько разноречивы, но на первом месте среди экспортеров вооружений стоят США – 14 млрд. долл. в год. Россия идет второй, затем Франция и Великобритания – по 3,5–4,6 млрд. долл. Замыкает пятерку Израиль, тщательно секретящий эти данные, – не менее 1,7 млрд. долл. Италия со своими 500 млн. долл. ощутимо отстает, находясь на одной ступеньке с Украиной.
Доля Латинской Америки в российском экспорте вооружений пока невелика – в 2003 году она составила 2,5%, но руководство «Рособоронэкспорта» неоднократно заявляло о намерении расширить географию поставок за счет этого региона. В марте нынешнего года объявлено о победе российского истребителя Су-35 в тендере, проводившемся ВВС Бразилии. Заключение контракта на поставку 12 самолетов обещает России порядка 700 млн. долларов. Примечательно, что незадолго до выхода в свет скандала с Ананьевым корпорация «МиГ» провела презентацию новейших модификаций истребителя МиГ-29 перед руководителями диппредставительств и военных атташе стран Латинской Америки на производственном комплексе в Луховицах.
Международный рынок вооружений имеет ряд особенностей, одна из которых – практически обязательный негласный «откат» в форме комиссионных. Его размер составляет не менее 10% от суммы контракта, а верхняя планка может достигать 60–70%. Даже если контракт на покупку вооружений подписан на самом высоком уровне, все согласования, перевод денег и прочие технические вопросы решаются с помощью профессиональных продавцов оружия. Так, официальные посредники правительства Перу по сделкам с Россией и Белоруссией – компании W-21 Intertechnique S.A. и заpегиcтpиpoванная на Багамских островах Treves-Intora Association Limited. Иногда такие компании создаются специально под конкретный контракт, в котором данный момент предусмотрен отдельным пунктом. Они могут быть государственными, частными, со смешанным капиталом, совместными, дочерними – какими угодно. Иногда создается целая цепочка фирм. И все они имеют право на законные комиссионные.
С 1970-х гг. Перу была вторым после Кубы покупателем советского оружия в Латинской Америке. Ее вооруженные силы на 80% укомплектованы продукцией российского оборонно-промышленного комплекса. Американцам это крайне не нравилось, и против Лимы неоднократно вводились запретительные санкции. В 1990-е гг. США всячески пытались воспрепятствовать возобновлению поставок оружия в Перу с постсоветского пространства. Так, Вашингтон пригрозил Украине заморозить американскую помощь на 1,5 млрд. долл., если она не отзовет пакет предложений Перу на поставку крупной партии воооружений. Пакет стоимостью всего 289,2 млн. долл. включал 18 многоцелевых МиГ-29, 18 перехватчиков МиГ-25, системы ПВО, включая С-300, некоторые другие вооружения.
В результате в 1995 г. Лима подписал контракт с Белоруссией на 385 млн. долл. на поставку 16 МиГ-29 и 2 учебно-тренировочных МиГ-29УБ. «Навар» был поделен между шестью посредниками. Но Белоруссия не является серьезным конкурентом на рынке вооружений, и это дело огласки не получило.
Иное отношение к России. Администрация США, например, периодически заявляет, что российские генералы и директора предприятий получают огромные взятки от китайских госчиновников, поэтому Китай имеет практически неограниченные возможности в покупке новейших российских вооружений и технологий.
США вообще часто прибегают к обвинениям в коррупции для перехвата выгодных контрактов. Так, они заставили Саудовскую Аравию разорвать контракт на поставку европейских «Аэробусов» и заключить другой на сумму 6 млрд. долл. с компанией «Боинг». Правительство Бразилии, после того как спецслужбы США предоставили данные о взятках при заключении крупного контракта с французской оружейной фирмой Thomson-CSF, разорвало соглашение. Новый контракт достался американской корпорации Raytheon.
В Италии следов Евгения Ананьева пока не обнаружено. В России пока он тоже ничем не заявил о себе. Вот как прокомментировал ситуацию корреспонденту «НГ» адвокат Дмитрий Аграновский:
– В статье 459 УПК России сказано, что запрос от компетентного органа иностранного государства в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства, рассматривается Генеральной прокуратурой. Предварительное расследование и судебное разбирательство производятся по российским законам. Выдача лица, в отношении которого пришел запрос, если оно является гражданином России, согласно статье 464 УПК, не допускается. Уголовное преследование осуществляется на территории России и по российским законам.
Скрыться от преследования – не столь уж большая проблема. Чаще всего преследуемые лица «отсиживаются» на территории стран СНГ – здесь меньше, чем в Западной Европе, контроля, да и границы при желании всегда можно пересечь без всякой регистрации. Чем меньше уровень цивилизованности, чем меньше уровень контроля за гражданами, тем легче скрыться. На самом деле, как мне кажется, на территории Украины и вообще бывших республик СССР спрятаться проще всего, поскольку это вроде бы и европейские государства, во-вторых, уровень цивилизованности оставляет желать лучшего. В западноевропейских странах скрыться достаточно сложно. n
Из досье «НГ»
Акционерный коммерческий банк МАПО-банк (открытое акционерное общество) зарегистрирован 8 августа 1993 г. МАПО-банк учредили государственное унитарное предприятие МАПО (Московское авиационное производственное объединение) «МиГ», Российский союз промышленников и предпринимателей, АОЗТ «Внешнеэкономическая ассоциация «ВЭАМ», Первый русский независимый банк. По данным журнала «Деловые люди» за март 1998 г., банк создавали советник по экономическим вопросам генерального директора МАПО «МиГ» Евгений Ананьев и директор инвестиционной компании «ИНТЕРФИН-сервис» Алишер Усманов, который в 1980 г. был осужден на 8 лет лишения свободы по трем статьям, в том числе и мошенничество, Уголовного кодекса Узбекской ССР .
Виды деятельности МАПО-банка: финансы, обслуживание и кредитование предприятий, валютообменные операции, пенсионное обеспечение, работа на рынке акций, векселей, государственных казначейских операций. Уставный капитал АКБ «МАПО-банк» в 1995 г. составил 43 млрд. руб., собственный капитал – 91 млрд. руб. Госкомпания «Росвооружение» передала в управление МАПО-банку облигации стоимостью более 12 млн. долл. С августа 1993 г. по август 1997 г. председателем правления банка был Евгений Ананьев. Доли в уставном фонде банка не имел. В начале 1997 г. Русским Библиографическим институтом и газетой «Кто есть кто в современном мире» за финансовый рост банка назван в числе «Людей 1996 года» в России». МАПО-банк имел один филиал и дочерний банк. Он являлся одним из уполномоченных банков Управления делами администрации президента РФ. До 1995 г. клиентами банка были ФСБ, СВР, «Росвооружение», МАПО «МиГ» и другие. С лета 1995 г. в банке, по данным еженедельника «Версия» за 2000 г., были размещены сотни миллионов долларов «общака» северокавказского мафиозного клана. После этого счета ФСБ, СВР, «Росвооружения» были переведены в другие банки. С 1996 г. основными клиентами стали: «Алмазювелир-экспорт», финансово-промышленная группа «АтомРуд-Мет», МАПО «МиГ». С августа 1997 г. после назначения Евгения Ананьева генеральным директором «Росвооружения» председателем МАПО-банка стал Владимир Колесников. По решению Арбитражного суда города Москвы 4 июля 2000 г. МАПО-банк признан несостоятельным (банкротом) и ликвидирован в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Его конкурсным управляющим был назначен Карен Мартиросов.