В четверг в помещениях НК ЮКОС вновь проведены обыски. Представители Министерства по налогам и сборам (МНС) нагрянули в центральный офис компании на Дубининской улице и в старый офис в Уланском переулке. Налоговиков сопровождали сотрудники МВД. Как сообщил представитель МВД, силовики присутствуют «на случай непредвиденных обстоятельств» – каких именно, источник не уточнил.
Перед началом обыска налоговики предъявили компании постановление МНС о принудительной выдаче документов.
По словам пресс-секретаря ЮКОСа Александра Шадрина, «визитеров интересуют документы компании, связанные с ее деятельностью в 1998–2000 годах».
По закону, эти документы не должны представлять интерес для налоговиков. Они не могут быть использованы для привлечения налогоплательщика к ответственности, так как установленный срок давности для налоговых преступлений – три года.
Одна из версий, объясняющих, зачем МНС копается в прошлом компании, заключается в том, что изъятые документы попытаются использовать в качестве дополнительных доказательств налоговой нечистоплотности компании.
А это МНС необходимо, взыскать с нефтяников налоги, пени и штрафы на сумму в 99,375 млрд рублей.
Налоговым службам почти удалось добиться желаемого: на прошлой неделе
Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск МНС, обязав ЮКОС выплатить долги перед бюджетом. Судья Андрей Гречишкин принял решение, невзирая на то что в ходе процесса налоговики путались в показаниях и теряли документы.
Но затем в ходе предварительных слушаний по иску ЮКОСа к МНС судья Наталья Чебурашкина приостановила решение о взыскании средств.
Теперь судья, ведущая процесс «ЮКОС против МНС», требует от налоговиков дополнительных аргументов.
А у ответчиков их явно не хватает. Доказательная база МНС и так хромала на обе ноги. А 1 июня Генпрокуратура изъяла у налоговиков и те немногие документы налоговой отчетности, на которых строились обвинения. Генпрокуратура намерена использовать их в ходе уголовного следствия против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
После этого представители МНС в рамках процесса обратились к судье Чебурашкиной с просьбой приостановить слушания по выдвинутому ими иску. Но суд ходатайство отклонил.
Нехватку доказательств за налоговый период с 2001-го по 2003 год решено было компенсировать более ранними документами: выдвинуть их в качестве доказательства нельзя, но можно использовать для доказательства «моральной нечистоплотности» НК – то есть для давления на компанию, суд и создание общественного мнения.
Адвокат и партнер компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин уверен, что бесконечные обыски – свидетельство продолжающегося давления на компанию, которое осуществляется со всех сторон.
Адвокат заявил «Газете.Ru», что МНС документы по предъявленному иску уже не нужны, потому что заявление сформулировано и по нему вынесено решение.
«Идет целенаправленная атака на компанию. Возможно, у каждого ведомства есть определенный план. Или же намечены общие направления атаки, и каждое ведомство реализует его, а иногда действия ведомств пересекаются», – сказал эксперт. Он считает, что даже если ЮКОС представит в суд доказательства в свою защиту, это ничего не изменит.
Единственное, что может делать компания, – следить за действиями госорганов, проводящих выемки документов, фиксировать нарушения и на этом основании подавать иски в суд, считает Тутыхин.
По мнению аналитиков, чтобы обанкротить компанию, государству не хватает претензий примерно на $1–2 млрд. С учетом того, что кредиторы ЮКОСа уже направили в компанию предупреждения о возможном дефолте по займам на общую сумму $2,6 млрд, перспектива банкротства становится реальной.
Руководство компании в конце мая сделало заявление, что не исключает банкротства НК до конца 2004 года. А активные действия налоговиков, которые продолжают обыски, могут привести к тому, что у кредиторов сдадут нервы и банкротство станет неизбежным.
03 ИЮНЯ 19:59