"Эмиссия любой ценой".
(Ведомости, 03.06.04. Е.Дербилова Т.Егорова)
Красноярская ГЭС намерена разместить акции без разрешения ФСФР
"Евросибэнерго" решило любой ценой выпустить допэмиссию Красноярской ГЭС. Вчера ГЭС объявила, что начнет размещение своих бумаг 8 июня, невзирая на запрет ФСФР. В ответ "дочка" РАО -"Красноярскэнерго" пообещала обратиться в суд, а ФСФР приостановила выпуск.
Красноярская ГЭС - вmopая по величине гидростанция в стране. За девять месяцев 2003 г. ее выручка составила S24 млн, чистая прибыль - 53,9 млн. "Базэл" контролирует около 10% акций станции, управлением которых занимается "Евросибэнерго", еще 25,02% акций владеет ''Красноярскэнерго".
В марте собрание акционеров Красноярской ГЭС утвердило допэмиссию 97,7 млн акций (20% от уставного капитала). Тогда ''Красноярскэнерго" голосовало против этого выпуска. А в конце мая совет директоров ГЭС определил цену выкупа в 71 руб. за акцию. Таким образом, общая сумма эмиссии должна составить $240 млн, и РАО пришлось бы заплатить $60 млн за сохранение своей доли. При этом средства от размещения эмиссии планируется направить на финансирование достройки другой Богучанской ГЭС (25% ее акций управляет "Евросибэнерго"). "Евросибэнерго" хочет объединить эти станции.
14 мая ФСФР зарегистрировала проспект эмиссии Красноярской ГЭС, но уже 19 мая по обращению РАО выдала предписание регистратору приостановить проведение операций, связанных с размещением акций. А 27 мая
арбитражный суд Москвы приостановил решение о регистрации допэмиссии в качестве обеспечительной меры по иску "Красноярскэнерго".
Но, несмотря на это, Красноярская ГЭС вчера объявила, что начнет размещение эмиссии 8 июня. "Предписание ФСФР было выдано без какого-либо обоснования. Мы рассчитываем, что оно будет отозвано, - объясняет представитель "Евросибэнерго". - Если этого не произойдет, мы можем обратиться в суд".
Но РАО ЕЭС и "Красноярскэнерго" в стороне не остались. Замгендиректора "Красноярскэнерго" Владислав Ефимов заявил "Интерфаксу" о намерении обжаловать решение о начале размещения в суде. В РАО намерение "дочки" поддержали. "Мы удивлены корпоративной практикой Красноярской ГЭС", - заявил начальник департамента РАО по работе со СМИ Андрей Егоров. Он отметил, что "Красноярскэнерго" приходится по суду получать информацию о проведении допэмиссии. "Например, до сих пор нет подтверждения решения совета директоров о цене выкупа акций", - рассказывает он.
А ФСФР и вовсе ответила приостановкой эмиссии. Еще днем представитель службы заявил "Ведомостям", что ее сотрудники "изучают ситуацию, но пока не приняли решения". А вечером ФСФР сообщила о приостановке допэмиссии ГЭС "в связи с обнаружением признаков недостоверной информации в документах, на основе которых была осуществлена госрегистрация", не пояснив детали. Но в "Евросибэнерго" сдаваться не собираются. "Официального решения ФСФР мы не получали, - заявил представитель компании. - Мы уверены, что допэмиссия состоится".
Управляющий партнер юрфирмы A.S.T. Legal Анатолий Юшин говорит, что у "Красноярскэнерго" есть основания обратиться в суд из-за объявления даты размещения. "Если предписание ФСФР можно было обойти, так как оно адресовалось регистратору, то нарушение определения суда - это нарушение закона", - уверен юрист. Но чиновник одного из профильных министерств все же советует РАО подумать, как привлечь средства для выкупа своей доли эмиссии.
"ФСФР поддержала Анатолия Чубайса".
(Коммерсантъ. 03.06.04. А.Корнышева, И.Рыбальченко)
Вчера Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приостановила допэмиссию акций одной из крупнейших гидроэлектростанций - Красноярской ГЭС, подконтрольных алюминиевому холдингу "Базовый элемент" Олега Дерипаски. В официальном сообщении пресс-центра ФСФР это мотивировано "обнаружением признаков недостоверной информации в документах, на основе которых была осуществлена государственная регистрация". Решение ФСФР можно считать еще одной победой главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса в борьбе с алюминщиками. Однако сейчас для РАО ЕЭС гораздо важнее решение правительства по приватизации оптовых генерирующих компаний (ОГК).
С инициативой выпуска дополнительных акций Красноярской ГЭС, чтобы привлечь деньги на достройку еще одной сибирской ГЭС - Богучанской, главный акционер Красноярской ГЭС кипрская компания Hellington commodities LTD выступила еще в конце прошлого года. 27 мая этого года после длительных устных и письменных баталий (господин Чубайс как-то раз даже написал письмо господину Дерипаске, в котором предложил заключить мировую, но тот отказался) и несмотря на яростные протесты дочерней компании "Красноярскэнерго" (владеет блокирующим пакетом акций Красноярской ГЭС) совет директоров Красноярской ГЭС определил цену акций допэмиссии и зарегистрировал ее ("Ъ" писал об этом 28 мая). "Красноярскзнерго" в соответствии с этим решением предстояло заплатить за выкуп допэмиссии акций ГЭС 1,7 млрд рублей (одну акцию ГЭС совет директоров оценил в 71 рубль). Между тем в отсутствие доброй воли со стороны господина Дерипаски господин Чубайс приступил к решительным действиям и выполнил свое обещание не допустить допэмиссии акций Красноярской ГЭС.
Сначала ФСФР предписала регистратору допэмиссии "Регистратор РОСТ" приостановить проведение операций по реестру акционеров Красноярской ГЭС, связанных с размещением акций данного выпуска. Затем Калужский городской суд, куда обратился один из акционеров ГЭС, запретил проводить и оценку акций, и регистрировать допэмиссию. Правда, тот же судья спустя четыре дня отменил свое решение. Кроме того, сделкой по приобретению контрольного пакета акций ГЭС заинтересовалось Южно-Сибирское территориальное управление ФАС (рассмотрение дела назначено на 21 июня), а Красноярский арбитражный суд назначил заседание по иску "Красноярскэнерго" о признании недействительным решения о проведении допэмиссии акций ГЭС на 11 июня.
Так что вчерашнее решение ФСФР выглядит на этом фоне вполне закономерной победой господина Чубайса. Впрочем, как и принятое 21 мая ("Ъ" писал об этом 22 мая) решение о перерегистрации Саяно-Шушенской ГЭС из враждебной Хакасии, чей губернатор Алексей Лебедь инициировал процесс деприватизации этой ГЭС, в более лояльном РАО ЕЭС Красноярском крае. Впрочем, сегодня господин Лебедь сделает ответный ход. Вопрос о недопустимости "ухода" Саяно-Шушенской ГЭС из Хакасии будет рассмотрен на заседании сессии Верховного совета Хакасии.
В РАО ЕЭС не скрывают удовлетворения в связи с решением ФСФР. "Мы неоднократно заявляли, что проведение этой допэмиссии не имеет экономического обоснования, поскольку правительство до сих пор не приняло решения о форме достройки Богучанской ГЭС; может быть, это будет открытый конкурс инвесторов",- отметил в беседе с "Ъ" член правления РАО ЕЭС Андрей Трапезников. Он также добавил, что процедура принятия решения о проведении допэмиссии "также вызывает у РАО большие вопросы". Замгендиректора "Евросибэнерго" (управляет энергоактивами "Базового элемента") Владимир Кирюхин сообщил "Ъ", что "никаких официальных документов о приостановке допэмиссии Красноярской ГЭС в "Евросибэнерго" не поступало". "Допэмиссия имеет конкретную и ключевую для российской энергетики цель - сдвинуть с мертвой точки полную инвестиционную непривлекательность этой отрасли. Все действия, направленные на срыв допэмиссии (эмиссионный счет уже открыт), инициированные недружественными акционерами, вредят интересам акционеров ГЭС",- пояснил господин Кирюхин. И добавил, что если определение ФСФР не будет отозвано, "Евросибэнерго" обратится в суд. "Это очередной этап в корпоративной войне РАО ЕЭС и алюминщиков. Безусловно, в последнее время РАО ЕЭС одержало ряд тактических побед и по Красноярской, и по Саяно-Шушенской ГЭС. Но эта война бесперспективна, обеим сторонам нужно находить общий язык",- считает аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов.
По его мнению, никакой деприватизации Саяно-Шушенской ГЭС быть не должно и она должна остаться в составе одной из ОГК. А вот по поводу тарифов нужно договариваться: как один из вариантов, здесь можно использовать механизм долгосрочных договоров.
"Прикрой спину товарищу!".
(Правда-КПРФ. 03.06.04. А.Козырев)
В минувшую субботу в Красноярске прошла XXXV отчетно-выборная конференция краевого отделения КПРФ. Несколько недель в ее преддверии коммунисты края жили в тревожном ожидании. А противники КПРФ, и особенно антикоммунистическая и "желтая" пресса, ну просто слюной истекали в предвкушении скандала.
СКАНДАЛ? Возможно, все дело в том, что "Вечерний Красноярск" опубликовал интервью Геннадия Зюганова. Как позже выяснилось, вопросы в Москву, в ЦК партии, красноярская редакция перегнала по факсу. По тому же каналу и ответы получила. Прямого контакта - глаза в глаза - у спрашивающего и отвечающего не было.
В огромном - больше полосы - тексте речь шла о разных аспектах партийной работы, о Лимонове, о выборах. Лидер партии честно и откровенно ответил на все фантазийные вопросы красноярского журналиста. Под занавес зашла речь и о местном, Красноярском, отделении. Геннадий Андреевич сказал, что у ЦК есть претензии к краевой партийной организации и к первому секретарю Юрчику.
Ну и что такого? А кто же работает сегодня без претензий? И хотя этот фрагмент беседы, полученный "путем взаимной переписки", занял весьма скромную часть общего текста, в заголовок интервьюер красноярской "Вечерки" вытащил именно эту "обличительную" фразу.
Красноярские СМИ после публикации в "Вечерке" стали взахлеб смаковать ситуацию "тучи над Юрчиком встали", предрекая конец его политической карьеры.
К сожалению, в этой грязной кампании поучаствовали и наши товарищи-партийцы с "особым мнением". Предполагалось, что "контрольный выстрел" и будет сделан на краевой конференции. Но праздника не получилось.
В канун конференции Г. Зюганов отправил в Красноярск поздравительную телеграмму, в которой высоко оценил работу коммунистов края. А буквально за день до форума прибывший на конференцию член Президиума ЦК В. Видьманов окончательно развеял сомнения: никто В. Юрчика свергать не собирается.
А на просьбу журналистов открыть тайну: кто будет рекомендован на пост первого секретаря крайкома, Виктор Михайлович ответил, что это, мол, решат делегаты, но он лично видит в этой роли именно Юрчика: - С ним меня связывает не только длительная совместная работа, но и просто мужская дружба. Я его хорошо знаю и верю в него.
Рассказываю так подробно о "конфликте" только потому, что слишком уж уникальна эта красноярская партийная аномалия. А может, и не уникальна - наши противники могут ее клонировать в других регионах. Поэтому и хочу заострить внимание: коммунисты, осмыслите, что произошло в Красноярске, и будьте бдительны.
Акция имела явно заказной характер. Кстати, в канун конференции одна местная и не очень коммунистическая газета, смакуя шумный конфликт, сообщила, что скандально известный местный олигарх, который ушел от дел финансовых и увлекся политикой, начал разрабатывать стратегические планы похода на краевое Законодательное собрание. Цель - захват большинства депутатских мандатов на выборах в краевой парламент в декабре 2005 года. Главная ставка в этой игре будет делаться на три ключевые фигуры. Это - "свой" первый секретарь крайкома, свой пламенный трибун-публицист и свой эмоциональный оратор. Все трое - конкретные личности, в разное время порвавшие с партией по причине "особого мнения". Теперь они декларируют его на каждом углу при каждом удобном случае. Атака силами этой тройки краевой партконференции потерпела фиаско. Но олигарх, надо думать, еще скажет слово и как опытный кукловод в час икс дернет за нужные ниточки. Надо сказать, красноярские коммунисты достойно защитили своего лидера.
Делегаты взволнованно и с яростью говорили о том, что пора прекратить внутрипартийные разборки, которые на руку только нашим противникам. Ну как тут не вспомнить слова Зюганова из его последней брошюры "За единство": "Есть железный принцип защиты любой организации: раз доверили лидеру руководство, то прикрывайте ему спину и отбивайтесь от нападок вместе, коллективно. В противном случае противостоять прессингу невозможно".
Первый секретарь крайкома Владислав Юрчик нашел немало единомышленников, когда в его отчетном докладе прозвучали такие слова: - Нас ждут большие дела, но вместо дружной работы идет разрушительная полемика, перерастающая в поиск врагов. Почему в наше время вновь стали востребованными лозунги типа "Огонь по штабам!", "Бейте снизу, а мы сверху добьем!" Неужели горбачевщина нас ничему не научила?
Сам докладчик утверждает, что в крае есть партийный потенциал, который надо использовать сполна. Сила партии растет, хотя и не так, как хотелось бы. Тем не менее за отчетный период число первичек в крае возросло на 18. За это же время заметно улучшилась материальная база местных отделений.
Каждый поймет значение таких фактов: шесть местных отделений КПРФ стали владельцами помещений, а 19 комитетов обзавелись собственным автотранспортом.
Практически во всех отделениях есть компьютеры, множительная техника.
Вполне понятно, что надо сполна использовать такой потенциал. (Кстати, и редакция "Правды" рассчитывает на более активное распространение газеты, организацию подписки на "Правду").
Секретарь Рыбинского районного отделения партии Геннадий Анисимов посетовал на то, что много сил коммунисты потратили на выборную кампанию и в результате практически запустили внутрипартийную работу. Партийные комитеты иногда плетутся в хвосте событий, хотя мы можем и должны действовать упреждающе: - Почему бы ЦК, комфракции Думы не информировать партийные организации о готовящихся антинародных законах? Если бы так было, то протестное движение могло заметно активизироваться.
Важно и другое: действовать единым фронтом. Вот яркий пример. Секретарь Козульского районного отделения Александр Тимофеев, опираясь на актив, организовал в районном центре акции протеста против обнищания населения и деградации экономики района. Это настолько не понравилось местным властям, что главного коммуниста района трижды вызывали в прокуратуру, просили не мутить воду, пытались завести на него дело. На пике событий, когда "смутьяны" пообещали перекрыть пересекающую поселок Транссибирскую магистраль, на всякий случай из Красноярска привезли 200 омоновцев, экипированных для боевых событий. - Представляете, если бы подобные акции одновременно прошли в других населенных пунктах! ..Наверное, это та самая реальная ситуация, когда надо "прикрыть спину товарищу".
Многие делегаты с тревогой говорили о том, что надо серьезно улучшать идеологическую работу, возрождать партийную учебу, практику политинформаций.
Сделать это будет проблематично: ведь в ЦК до сих пор почему-то нет секретаря по идеологии.
Сегодня, когда коммунистам заказана дорога на большинство "свободных" телеканалов, может быть, есть смысл прислушаться к тому, что говорит писатель Владлен Белкин, член бюро Дивногорского городского отделения КПРФ: - Хотим мы этого или не хотим, но на смену человеку читающему приходит человек смотрящий. И раз нам нет доступа в телестудии, пора создавать народное телевидение. Речь идет о тиражировании видеокассет с нашими сюжетами и нашей партийной правдой. Актив сможет организовать их публичный просмотр.
Владлен Николаевич даже говорит, что свой проект направил в ЦК, но ответа пока не получил.
Красноярские коммунисты считают, что назрела необходимость внести поправки в основополагающие партийные документы. Делегаты Красноярья привезут на X съезд пакет конкретных предложений. Например, многие партотделения предлагают восстановить кандидатский стаж, учредить институт сочувствующих КПРФ.
Некоторые товарищи считают необходимым вернуться к практике закрытых писем, так как есть темы разговора сугубо внутрипартийные, не всегда надо раскрывать противнику свои карты. Поправки в Устав нужны, чтобы подкорректировать, скажем так, деликатную ситуацию. Надо ввести статус "Почетного ветерана", который давал бы его обладателю право на посильное участие в работе партотделения - с учетом возраста и состояния здоровья. Есть предложения пересмотреть шкалу уплаты членских взносов, предоставив малоимущим возможность самим определять сумму. Такие предложения поступили из сельских регионов, где люди постоянно страдают от безденежья. Есть смысл подработать Программу КПРФ - ее надо подсократить, написать более живым языком. ..Самое яркое впечатление от конференции вот в чем: сохранился костяк единомышленников. Даже бюро крайкома осталось в прежнем составе, чтобы довести до конца начатые дела.
Первым секретарем крайкома партии и делегатом X съезда КПРФ избран Владислав ЮРЧИК.
"330 миллиардов рублей для Красноярья".
("Красноярский рабочий", 03.06.04, Юрий Чувашев)
Событие, которого давно и с нетерпением ждали, произошло в конце мая на заседании координационного совета краевой ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления. А именно - одобрена программа социально-экономического развития региона до 2010 года, разработанная по инициативе совета краевой администрации. Дух и букву этого документа комментирует сегодня первый заместитель губернатора края Василий КУЗУБОВ.
МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ...
- Василий Юрьевич, программы подобные, как известно, замышлялись и в прошлом, правда, до логического завершения дело так и не доходило. Да и нынешняя программа рождалась долго и в муках, в силу чего в адрес краевой администрации звучало с самых разных сторон немало критики, нередко справедливой. Так можно ли сказать, что сегодняшняя версия знакового для Красноярья документа не является сырой?
- Программа достаточно проработана и близка к завершению. Мы имеем представление о контрольных цифрах развития, на которые край должен выйти к 2010 году. Будем считать, что на 80-90 процентов программа уже состоялась. Осталось только отшлифовать некоторые моменты, связанные с ее форматом, с Минэкономразвития, с Минфином, после чего можно будет выходить на Законодательное Собрание.
- Насколько востребованным оказался опыт предыдущих групп разработчиков аналогичных документов?
- Традиционные способы и методы, которые использовались долгие годы при составлении подобных программ, мы в итоге все же сочли набором достаточно красивых, но, с нашей точки зрения, нереализуемых на практике мероприятий. Потому что те проекты не были обеспечены финансированием, никак не соотносились с реалиями жизни. К примеру, негде было взять деньги на строительство многочисленных запланированных объектов. К тому же было непонятно, кто именно стал бы покупать продукцию этих предприятий. Налицо был классический административный подход.
Мы же сочли правильным пойти другим путем. И в этом смысле наша программа, может быть, даже отличается от программ развития других регионов страны, которые мы предварительно изучали. В аналогичных документах иных субъектов Федерации нередко присутствуют элементы чрезмерно оптимистичного прогнозирования финансовых вложений. А наша программа отличается реалистичностью.
ВЛАСТЬ СОСЧИТАЛА ИНВЕСТОРОВ
- А откуда возьмутся деньги под вашу программу?
- Мы детально проработали эти вопросы со всеми потенциальными инвесторами. Весь прошлый год готовили соглашения с финансово-промышленными группами, работающими на территории края, и вот результат - заключены соглашения с "Норильским никелем", "Русским алюминием", "Евразхолдингом", СУЭК и РАО "ЕЭС России". Все эти ФПГ подтвердили, что при стабильной обстановке в крае, когда власть не меняет на ходу правила игры, они готовы реализовывать у нас в регионе свои производственные проекты. А это даст реальное увеличение объема выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Затем - рост налоговых платежей в бюджет края и далее по цепочке.
Так что инвесторы есть, это всем известные крупные предприятия и банки. Совокупность же всех их проектов оценивается нами в 250 миллиардов рублей. Именно столько планируется вложить в край к 2010 году. Сюда же входят и более мелкие инвестиционные проекты. И все они объединены понятием "негосударственные вложения". Но для того чтобы реализовать эту инвестиционную программу, краю необходима политическая стабильность. Этот принцип и закреплен в соглашениях краевой администрации с ФПГ. В этих же целях мы готовим и программу законодательных инициатив - более 80 краевых законов.
Кроме того, в рамках реализации программы социально-экономического развития региона до 2010 года предусмотрены затраты консолидированного бюджета края в объеме 60 миллиардов рублей. Эти средства в основном предусмотрены на инфраструктурные проекты - дороги, сети, объекты соцкультбыта... И еще 20 миллиардов рублей мы предполагаем получить из федерального бюджета - на финансирование федеральных целевых программ. Таким образом, эти векторы социально-экономического развития края, которые мы попытались направить в одно русло, дали нам в результате 330 миллиардов рублей капитальных вложений в Красноярье до 2010 года. Это больше 10 миллиардов долларов. Такие вложения дадут нам рост внутреннего регионального продукта в сегодняшних ценах в 3 раза. По оптимистичным прогнозам, с 280 миллиардов рублей мы должны выйти в 2010 году на уровень 900 миллиардов рублей.
- Что этот рост ВРП - при условии, что он будет достигнут, - даст жителям края?
- Это повлечет рост реальных доходов населения в 2 раза, повышение зарплаты в 2,5 раза и увеличение вложений средств в услуги здравоохранения и образования в 2,2-2,4 раза. Все это в сопоставимых ценах, с учетом инфляции.
- А каким образом краевая власть намерена "разводить" интересы конфликтующих финансово-промышленных групп?
- Мы со всеми стараемся урегулировать, отношения, чтобы конфликтов и войн между ними не было, чтобы, скажем, "Базовый элемент" и РАО "ЕЭС России" договорились по Богучанской и Красноярской ГЭС. На это направлены все наши переговорные усилия, в том числе привлекается и помощь федерального правительства. В этом случае нам не нужны деньги правительства. Нам необходимо его вмешательство в эти точки напряжения, с тем чтобы проблемы разрешались и переходили в рабочее русло. Что, собственно, сейчас уже и происходит. У нас сегодня достаточно конструктивно идут в Москве переговоры по Богучанской ГЭС. Готовится конкурс.
С "Евразхолдингом" по югу края тоже активные переговоры идут. Кстати, там у нас инфраструктурный проект - тот самый мост, отсутствие которого не давало возможности перевозить руду. В общем, задача власти в том и состоит, чтобы заставить инвесторов договариваться между собой и в конечном счете привести деньги в край.
НА МЕТАЛЛУРГОВ НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ
- О настоятельной необходимости смены моноотраслевого курса развития краевой экономики говорится уже давно и много. Однако бюджет региона по-прежнему практически целиком и полностью зависит от цветной металлургии. На чем же основана уверенность власти в том, что уж в этот-то раз от слов удастся перейти к делу?
- Уверенность основана на вполне реальных проектах. Хотя, конечно, этот процесс не слишком быстрый. Причем понятно, что цветная металлургия все равно останется базовой отраслью экономики края. С моей стороны было бы просто несерьезно рассуждать о том, что уже завтра структура краевой экономики кардинально изменится. Но цветная металлургия у нас в крае и так уже практически исчерпала возможности развития своего потенциала, ее производственные мощности фактически задействованы по максимуму. Поэтому с учетом конъюнктуры цен на цветные металлы и предполагаемой модернизации предприятий отрасли мы максимально можем рассчитывать только на полуторный рост цветной металлургии к 2010 году.
А вот в остальных отраслях - машиностроении, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, лесном комплексе, жилищном строительстве, сфере услуг - мы планируем рост минимум в два раза. Особая надежда здесь и на малый бизнес. И если сегодня в крае структурное соотношение цветной металлургии и всех остальных отраслей экономики составляет примерно 75 процентов на 25, то к 2010 году доля цветной металлургии должна составлять 60 - максимум 65 процентов. Наша принципиальная позиция состоит в том, что моноотраслевой крен должен быть выправлен.
- И когда же намечено внести программу в Законодательное Собрание?
- Я думаю, что в течение ближайшего месяца мы это сделаем. Здесь вопрос в том, когда соберется сессия. Кроме того, нужно понимать, что эту программу нельзя принять в качестве закона. Ее можно либо одобрить, либо нет, то есть поддержать или не поддержать курс, которым мы идем. Потому что программа - это контрольный, рамочный документ, с индикативным характером планирования, а силу закона у нас имеет краевой бюджет.
Однако на координационном совете мы получили поддержку, и, по моим прогнозам, к концу лета - с учетом депутатских каникул - в Законодательном Собрании программу рассмотрят. Но это не значит, что мы уже закончили работу над этим документом. Программа - это настольная книга, с которой надо постоянно работать, в том числе и в правительстве страны, вносить в нее коррективы. К примеру, недавно нам предложили защитить ее на коллегии Минфина. Может быть, и на заседании правительства России удастся рассмотреть ее. Одним словом, программа социально-экономического развития края до 2010 года - это не застывший, а очень подвижный документ.
"Аэропорт "завяжут" в транспортный узел".
("Красноярский рабочий", 03.06.04)
Губернатор края Александр Хлопонин, президент авиакомпании "Волга-Днепр" Алексей Исайкин и генеральный директор авиакомпании "Красэйр" Борис Абрамович подписали соглашение о намерении сформировать на базе аэропорта Красноярск мультимодальный логистический транспортный узел.
В ближайшее время для аэропорта Красноярск будет разработана долгосрочная программа международных российских и грузовых перевозок. Затем планируется создать управляющую компанию, капитал которой будет открыт для отраслевых и финансовых инвесторов. По оценке А. Исайкина, одним из ключевых факторов конкурентоспособности красноярского аэропорта в обслуживании грузовых транзитных грузов станет цена топлива. По словам первого заместителя губернатора Л. Кузнецова, "Юкос" в ходе предварительных консультаций высказал заинтересованность в развитии транспортного узла, в том числе за счет согласования цен на топливо. На июль намечен визит в наш край делегации авиакомпании "Волга-Днепр", которая рассмотрит предложения рабочей группы по развитию аэропорта Красноярск.
"В схватке центр - регион выигрывает первый".
("Красноярский рабочий", 03.06.04, Татьяна Макогонова)
Н.Ашлапов: "Найти в поселковом совете 7 грамотных людей не всегда получается, в результате получаются выпадающие доходы".
Р. Кармазина: "Мы в пути будем кормить предпринимателей или простим?"
В. Новиков: "В России переходный период тянется с IX века".
В. Путин: "Ни один льготник не должен пострадать". "Это образно, конечно, - прокомментировал высказывание руководителя государства депутат Госдумы, заместитель председателя Госдумы, один из авторов
Налогового кодекса РФ Андрей Макаров,- иначе реформы можно было и не начинать". Между тем первый шаг уже сделан. Правительство приняло непопулярное решение и убедило президента, что дальше двигаться вперед можно, только отступив от своих принципов. Даже если на этих самых принципах вчера строилась вся политика страны.
В Москве полным ходом идет обсуждение реформ. В регионах об этом знают немного и понаслышке. Именно поэтому наши коллеги из еженедельной деловой газеты "Континент Сибирь" собрали в столице за "круглым столом" отеля "Аврора Мариотт" депутатов, представляющих в Федеральном Собрании РФ сибирские регионы, и дали им возможность высказаться по предстоящим изменениям в бюджетном и налоговом законодательствах, реформе соцобязательств и реализации закона по разделению полномочий между разными уровнями власти. На эту встречу был приглашен и журналист "Красноярского рабочего".
ГОВОРИТЬ О БЮДЖЕТЕ - ПОРТИТЬ НАСТРОЕНИЕ
"Говорить с утра о бюджете, а потом еще и о налогах - это на весь день испортить настроение", - пошутил депутат, известный адвокат Андрей Макаров. И ведь был прав. Регионам впору плакать.
В результате нововведений, принятых в последние четыре года на законодательном уровне, субъекты потеряли, по самым средним подсчетам, 200 миллиардов рублей. И центр в нарушение
Конституции РФ денежки никому не возвратил. Если полистать московские газеты и журналы, постоять в здешних очередях, поездить в метро, то скоро увидишь недовольство столичных жителей, обиженных на правительство, что у них забирают для федеральных целей их честно заработанные деньги. Однако даже при этом москвичи могут себе позволить новенькие электропоезда и муниципальные троллейбусы с комфортными сиденьями и тонированными стеклами. Это только то, что сразу бросается в глаза после Красноярска.
В России доходы и расходы в расчете на одного жителя различаются в регионах в десятки раз. А правила для всех пытаются написать единые. Бюджетный кодекс РФ должен был так распределить и закрепить налоги за территориями, чтобы их хватило и в Москве, и в Эвенкии. При этом столице, может, и 10 процентов достаточно оставлять у себя в кармане, чтобы жить безбедно, а национальному округу на Севере всего налогового сбора будет маловато, чтобы оплатить свет и тепло. Как быть?
Есть вариант - отойти от сметного принципа расходов и установить некую критериальную величину затрат на одного жителя региона, которая будет ежегодно утверждаться. Размеры этой величины должны зависеть от консолидированного бюджета территории. Муниципалитеты, имеющие собственные доходы ниже этой величины, получат дотации из региональных фондов выравнивания бюджетной обеспеченности. Однако при таком подходе у местных руководителей муниципалитетов не будет стимулов для зарабатывания денег.
Вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Вячеслав Бабун привел пример, как в Самарской области, используя административный ресурс, нашли свой подход к данной проблеме. Там бедным муниципалитетам выдают дотаций на 20 процентов меньше, чем причитается. И тем самым дают возможность "покрутиться" и нарастить свой налоговый потенциал. Этого в федеральном законе не предусмотрено. Но и инициатива в данном случае не наказуема.
Вячеслав Владимирович опасается, правда, что какой-то субъект Федерации захочет спрятать свои доходы, искусственно занизив подушевые расходы, и дать вместо "булки хлеба" засохшую краюху. Кому населению тогда жаловаться? Опять-таки депутатам.
Депутаты приняли Бюджетный и
Налоговый кодексы РФ в один день. Впереди были выходные. Регионы ждали деньги, но их не выдавали без утверждения этих федеральных законов. "Губернатор Магадана, - вспоминает Андрей Макаров, - тогда подытожил мнение большинства: "Нет, мы не против
Налогового кодекса, но вы его почитать дадите?"
Проголосовали. Одобрили. А потом начался плач Ярославны о том, как все плохо, но будет еще хуже. Тем не менее авторы этих документов уверены, что они написали "хорошие законы". Их принятие определялось политикой и предшествующим поведением властей. Как законодательных, так и исполнительных.
БУТЕРБРОД С КАБАЧКОВОЙ ИЛИ ЧЕРНОЙ ИКРОЙ?
Как доселе в стране строилась социальная политика? Нет денег увеличить зарплату шахтерам, милиционерам, военным, компенсации чернобыльцам - дают им льготы, за которые вроде бы никто не платит. Таких "бесплатных" льгот набралось на 6,5 триллиона рублей, в то время как консолидированный бюджет страны - 5 триллионов рублей. Абсурд ситуации очевиден. И на него правительству и президенту уже указал Конституционный суд, который признал приостановление (не путайте с отменой) выплаты льгот незаконным.
И все же одно дело давать блага, даже виртуальные, и совсем другое - их забирать, даже с учетом того, что натуральные льготы предлагается заменить их денежным выражением. Люди привыкли, что их обманывают, и поспешат защищаться. Потребуют вернуть свое, законное, нажитое, как говорится, честным трудом.
Собственно, в благополучной столице это уже и происходит. На первой полосе "Московской правды" читаю броский заголовок: "Не экспериментируйте на ветеранах!" Президиум Союза журналистов Москвы и Ассоциация ветеранов журналистики Москвы обращаются к президенту страны, председателю Государственной Думы РФ и председателю правительства с просьбой обратить внимание на этическую сторону проблем. "Нас убеждают, что льготы будут переведены в деньги. И это якобы выгодно. Конечно, было бы выгодно, если бы денежные компенсации были адекватны льготам. Сегодня сумма предоставляемых льгот составляет 3800 рублей. Их же хотят оценить в 750 рублей".
И в нашем крае наверняка последует серьезный резонанс на реформу социальных обязательств. Пойдут письма от наших читателей, может, люди выйдут на улицу с коммунистическими плакатами, только что от этого изменится, если президент страны, желающий успеть произвести серьезные преобразования в государстве за четыре года своего президентского срока, располагает мощным ресурсом поддержки?
Депутаты Федерального Собрания РФ, в том числе представляющие наш край, готовы буквально закрыть собой руководителей страны и ради этого пойти на "политическое самоубийство".
Хотя, по большому счету, людей обманывали тогда, когда давали льготы, когда начнут отменять, монотизировать - это уже будет не обманом, а скорее признанием горькой истины: карманы государства пусты. Так что компенсацию следует, конечно, ожидать не на 6,5 триллиона. Зато ее смогут получить даже крестьяне, которые отродясь на курорты не ездили, городским транспортом и телефоном не пользовались, лекарства бесплатно не покупали, а льготы на все это на бумажке имели.
Раиса Кармазина выдвинула предложение разделить 50-миллионную армию льготников и запустить внутри государства две системы, чтобы люди имели право выбора. Но ей возразили: мол, это из области фантастики. Проще всем выдать "фантики". Хотя не всем. Герою России Сергею Шойгу "фантики", положенные ему взамен 11 льгот, можно и не показывать. Проживет.
Кстати, почему москвичи первые "подали голос" за отмену привилегий? Потому что они больше, чем сибиряки, имеют возможность ими воспользоваться. И транспорт у них муниципальный исправно работает, и географически они ближе к югу страны, и легковушек, на которые дают бесплатный бензин, у жителей столицы куда больше в пересчете на душу населения, чем в Минусинске, Шарыпово, Козульке.
НАЛОГИ ЕСТЬ. ДОХОДОВ НЕТ
Прежде чем правительству взять на себя новые социальные обязательства и рассмотреть пакет из 150 законопроектов, реформирующих, по сути, всю социальную систему, оно должно увидеть окончательный вариант Бюджетного и
Налогового кодексов РФ и подсчитать федеральную доходную базу, чтобы потом не испытывать неловкость от того, что преференции Кремля оплачивает Пимашков или не оплачивает, если не находит в своем бюджете на это денег. Ведь когда льготникам в маршрутках отказывают, они кого ругают? Того, кто издал закон. Закон, на который можно плевать.
Как центр собирается пополнять свой бюджет? Один из путей - перераспределение налогов. У регионов, в частности, забирается налог на добычу полезных ископаемых. 800 миллиардов рублей край потерял на акцизах на нефтепродукты, а в конце апреля внесена поправка: изъять у территорий 3,5 процента ставки налога на прибыль (125 миллиардов рублей). Хорошо бы хоть налог на добавленную стоимость оставить на местах, чтобы был стимул наращивать объемы производства. А уберем подоходный налог или его уменьшим - не будет территория заинтересована в увеличении заработной платы.
Сенатор Вячеслав Новиков и комитет по бюджету Совета Федерации исследовали 30 субъектов Федерации и констатировали, что баланс расходов и доходов не соблюдается ни в одной территории. Законы писались все-таки в расчете на ситуацию, близкую к идеальной. Миллиардные кредиторские задолженности на местах во внимание никто не принимал. "Мы снижаем налоги, выясняем, что в бюджете не хватает денег, и урезаем расходы. Логика должна быть другой", - высказался Валерий Зубов, и хотелось спросить у него: какой? Усиление фискальной части в политике государства ни к чему не приводит, это доказано. Это короткие деньги. Если мы учимся у той же Америки работать "вдлинную", то надо бы больше денег оставлять в бизнесе для его перспективных инвестиционных вложений, улучшения условий работы сотрудников, заставляя его потихоньку выходить из тени.
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ
За "круглым столом" прозвучала любопытная мысль: никогда нас не примут в мировое экономическое сообщество, если не отстроим местное самоуправление, вплоть до поселенческих советов. То есть нам сознательно следует пойти на увеличение армии чиновников. Не менее десяти человек в каждом поссовете. Потратить полмиллиона рублей в год на выплату им заработной платы, а еще и обучить, поскольку грамотных людей в маленьких населенных пунктах не всегда можно отыскать. Николай Ашлапов сам это хорошо помнит по участию в выборной кампании. У депутатов Кузбасса, к примеру, сразу встал вопрос: "Где взять деньги, Зин?" До сих пор там шли по другому пути, по пути объединения муниципалитетов. А теперь потребовалось создать сразу 50 органов местного самоуправления. "Демократия дорого стоит, - подвел черту Николай Ашлапов, - благодаря политике государства дотационные территории станут сверхдотационными". И если раньше муниципалитеты недофинансировались наполовину, то нетрудно себе представить, что станет теперь.
"Мы поспешили вводить двухуровневую систему управления, - высказал свое мнение Виталий Шуба, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ, - у этих уровней власти нет собственных доходов. Я выступал против и предлагал дать возможность субъектам Федерации самим решать, вводить или не вводить эту модель управления территорией. Если Иркутская область, к примеру, глубоко дотационная территория, то создание там новых поссоветов - это распределение нищеты".
...А ХОЧЕШЬ - ОБЪЕДИНЯЙСЯ
Собственно, вопрос объединения субъектов РФ перед началом встречи за "круглым столом" не заявлялся. Но прозвучал с места вопрос к депутатам из Красноярского края: "А почему Иркутская область объединяться хочет, а ваш Красноярский край нет?" Ответа, почему край не хочет объединяться, я не услышала, зато услышала, почему объединяться надо. Потому, что вся инфраструктура края создавалась с учетом национальных округов - Таймыра и Эвенкии, и потому, что, как сказала Раиса Кармазина, "единым полем жить легче". Даже если это поле ничего не родит?
"Тогда пожмем друг другу руки".
("Сегодняшняя газета", 03.06.04)
"Мы серьезно изучили все правовые и юридические аспекты объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в единый субъект федерации", - сказал заместитель губернатора края Юрий Олейников, комментируя грядущее соединение братских территорий в одну большую семью, каковой практически она и была в советскую эпоху.
По словам Олейникова, этим вопросом занимается соответствующая группа специалистов, в настоящий момент ею закончена базовая работа.
"Мы посчитали риски и условия, серьезно изучили все правовые и юридические аспекты, опыт Пермского края, Иркутской области, Алтайского края. Мы летали в Салехард и встречались с тремя губернаторами, для того чтобы вникнуть в ситуацию и найти решение возможных проблем. Теперь мы просчитываем экономические плюсы и минусы. Все эти условия согласовываются с губернаторами-союзниками. Главное для всех нас - чтобы существовала целесообразная экономическая перспектива. И последний момент - это политические условия, связанные с настроением людей, с их предпочтениями. Мы ничего не будем делать по чьему-то приказу или желанию, а лишь исходя из экономической целесообразности, - отметил заместитель губернатора. - В Москве у губернатора запланированы встречи в администрации президента и в правительстве. Затем последует какое-то решение, а после него - переговоры трех губернаторов и руководителей Законодательного Собрания". Судя по всему, месяца через два "проклюнутся" инициативные группы, скажут свое слово партии, организации и ассоциации, которые сегодня готовы выступить за объединение. И можно будет жать друг другу руки.
"Глава тратит - глава и отвечает".
("Красноярский рабочий", 03.06.04)
В Шарыпове прошло совещание глав городов и районов западной группы, где подведены первые итоги исполнения муниципальных бюджетов по новым нормативам.
Результаты исполнения местных бюджетов в первом квартале вскрыли ряд недочетов нового механизма финансирования, введенного в действие законом о межбюджетных отношениях. В первую очередь это касается ограничения полномочий муниципалитетов в расходовании средств. В ходе обсуждения главы территорий и представители краевой власти пришли к единому решению - передать муниципалитетам расходные полномочия при формировании бюджета на следующий год. В этом случае главы смогут распоряжаться средствами самостоятельно и напрямую нести ответственность за их использование. Заместитель губернатора Эдхам Акбулатов рекомендовал руководителям территорий к 1 июля подготовить прогноз местных бюджетов на будущий год.
"Гори оно все огнем!".
("Красноярский рабочий", 03.06.04, Геннадий Айвазов)
Как мы уже сообщали, на днях прошло расширенное совещание ассоциации глав северных территорий края. Основной темой докладов стало состояние лесного хозяйства.
В день проведения совещания бушевало 252 лесных пожара. Енисейский, Богучанский, Мотыгинский, Казачинский, Пировский районы (по существу основная сырьевая база лесопромышленного комплекса Красноярья) в сводках лесоохраны характеризуются "чрезвычайно высоким уровнем пожарной опасности". Причем ветер и жара - это отнюдь не главные причины полыхающих по Северу лесных пожаров. Большую роль здесь играет людская безалаберность, разгильдяйство, а часто и преступный умысел.
Как выяснилось, в колесо ликвидаторам последствий стихии вставлена большая палка - это крайне недостаточное количество авиационного топлива для патрулирования лесов и обеспечения работ по тушению пожаров. Москва, которая красноярским слезам не верит и финансирует летное время пожарной авиации только на одну треть, настоятельно рекомендует "находить деньги за счет внебюджетных средств лесхозов". И еще просить их Христа ради у арендаторов леса, сочетая это попрошайничество со штрафными санкциями к этим же арендаторам! Главное управление по делам ГО и ЧС к вопросам снабжения авиационным керосином и бензином, оказывается, вообще отношения не имеет. Главное управление Минприроды и Красноярская база авиационной охраны лесов суть структуры федеральные, и на Белокаменную давить не могут - себе, как говорится, дороже. В Красноярском же крае бензина Б-91 днем с огнем не сыщешь. А существующих резервов топлива при столь интенсивном начале пожароопасного периода может хватить лишь на 2-3 недели.
Самой тревожной была признана обстановка в сельских лесхозах ("Красноярсксельлес" Министерства сельскохозяйственного продовольствия), где неконтролируемые пожары набирают силу и широким фронтом наступают на леса государственных лесхозов (Министерство природных ресурсов). То, что в сельских лесах за зиму не успели вырубить и продать китайцам, теперь брошено без присмотра в ожидании грядущей реорганизации по возврату лесных угодий в ведение Минприроды. Мол, что там охранять, раз все равно отберут. Гори оно все огнем! Глядишь, потом пожары помогут восстановить так бездумно и поспешно ликвидированную Государственную службу охраны лесов России. Если еще будет что охранять...
"Родники и истоки села".
("Красноярский рабочий", 03.06.04)
Председатель Законодательного Собрания края Александр Усс побывал в Назаровском, Ужурском и Балахтинском районах.
Он ознакомился с работой коллектива ЗАО "Назаровское", уделив особое внимание взаимоотношениям известного на весь край хозяйства с соседями, в частности с населенными пунктами, которые на добровольных началах вошли в состав агрохолдинга. К примеру, в ЗАО "Павловское" нынче вложено 18 миллионов рублей оборотных средств, предоставлены семена хорошего качества, удобрения. Еще свыше 18 миллионов рублей пошло на погашение долгов этого хозяйства, соучредителем которого является ЗАО "Назаровское".
Александр Усс побывал также в хозяйствах Ужурского района - ЗАО "Солгонское" и ОАО "Искра", посетил агрофирму в Балахтинском районе, в состав которой входят крестьянское хозяйство "Родник", АО "Балахтинское", ЗАО "Исток" и ЗАО "Тальский". "Сегодня весь бюджет края - это примерно 40 миллиардов рублей, а в сельское хозяйство направляется чуть более одного миллиарда, - отметил спикер краевого парламента. - Я считаю своей главной задачей при формировании бюджета края на 2005 год увеличить объем финансирования села, как минимум, втрое".
"Взаимопонимание достигнуто".
("Сегодняшняя газета", 03.06.04)
Глава Норильска Валерий Мельников заключил соглашение (во время своей недавней командировки в краевой центр) с крайвоенкомом Николаем Ивченко и командиром бригады зенитно-ракетных войск Андреем Богданом о том, что часть норильских призывников будет проходить службу на территории края, в 120-й зенитно-ракетной бригаде.
Кроме того, стороны условились, что количество норильчан, проходящих службу в местных воинских частях, уменьшено не будет. Кстати, заполярный город является шефом 120-й зенитно-ракетной бригады. И в качестве шефской помощи администрация города планирует оказать финансовую помощь в плане ремонта и реконструкции казарм воинской части.